Молодежь и наука - третье тысячелетие: Материалы студенческой научно-практической конференции с международным участием

80 А. А. Коренчикова Факультет иностранных языков, I курс (очная форма обучения) Научный руководитель – И. В. Игнатова ЭПИСТОЛЯРНЫЙ ЖАНР КАК СПОСОБ ПЕРЕДАЧИ ИНФОРМАЦИИ ОТ ПОКОЛЕНИЯ К ПОКОЛЕНИЮ Эпистолярный жанр является одним из самых древних жанров. Он берёт своё начало в античных временах. На первых порах данный жанр представлял собой обмен важной информацией и не имел ничего общего с художественной прозой. Со временем в жанре стали отчётливее проступать элементы публици- стики и дидактики. Именно эти черты видны в самых древних образцах античной эпистолографии – в письмах Платона и Сократа [Античная эпистолография, 1967]. В них содержались ценные философские размышления о морали и спосо- бах управления государством. Спустя некоторое время появляется «поучительная эпистолография» Эпи- кура. Все свои философские воззрения этот мыслитель представил в трёх пись- мах, получателями которых были Менекей, Пифокл и Геродот [Античная эписто- лография, 1967]. Далее появляется риторика, а вместе с ней формальные правила и штампы письменной речи. Изучающие эту дисциплину должны были уметь составлять письма на заданную тему от имени заданного лица. В результате возникла так называемая литература фиктивного письма. В эти времена эпистолярный жанр приобрёл многие условности, такие как: 1) точное обозначение адресата и адре- санта, 2) переплетение устной разговорной и книжно-письменной речи, 3) как непринуждённая, так и официальная форма общения, 4) повествование в 1-ом лице, 5) использование этикетных формул, 6) рамочная структура письма. Эти условности актуальны и по сей день. Стилистически письма отличались от устной речи. От ораторских речей они отличались краткостью, от научной прозы – повышенной эмоциональностью и фамильярностью. Эти черты эпистолярного жанра, сформированные ещё в про- шлом, присутствуют в нём и сегодня. В зависимости от адресата и назначения письма, можно выделить разновидно- сти эпистолярного жанра. Современная наука предлагает классификацию эпистоляр- ных жанров по специфике реализуемого в тексте письма функционального стиля: 1) официально-деловое письмо (в русле официально-делового стиля; письма как деловые документы, отражающие не личные, а официальные отношения); 2) профессионально-ориентированное письмо (в русле научного стиля, например, переписка ученых); 3) публицистическое письмо (в русле публицистического стиля, например, письма в газету); 4) художественное письмо (в русле языка художественной литературы, например, «Письма русского путешественника» Н. М. Карамзина, письмо Хле- стакова своему другу Тряпичкину в «Ревизоре» Н. В. Гоголя и т. д.);

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=