Молодежь и наука - третье тысячелетие: Материалы студенческой научно-практической конференции с международным участием

68 5. Педагогический прием «автор» Данный прием был выведен учителем русского языка и литературы С. А. Арифуллина. Этот педагогический прием можно использовать во время бе- седы с учениками. Он позволяет развивать у учащихся наглядное мышление, а также ораторские способности. Также учащиеся укрепляют пройденный материал. Для выполнения данного задания педагог должен предложить учащимся от- ветить на несколько вопросов: 1. Если бы вы были автором учебника, как бы объяснили ученикам данную тему? 2. Если бы вы были автором учебника, как бы объяснили учащимся необхо- димость изучения данной темы? 3. Если бы вы были автором данного учебника, какими примерами проил- люстрировали данную тему? Для выполнения данного задания ученик должен стремиться хорошо вла- деть материалом. Иначе он не сможет ответить на предложенные вопросы. Таким образом, преследуя данные цели, происходит укрепление положи- тельной учебной мотивации. 6. Педагогический прием «Кумир» На карточках раздать изображения с кумирами учеников, мнение которых формирует сознание ребёнка. На карточках должны быть мотивирующие объяс- нения (от лица «кумира»), почему эта тема важна для ознакомления и понимания (это может быть связано с деятельностью кумира и т. д.) 7. Педагогический прием «Защитный лист». Это своеобразная методика са- моконтроля при осуществлении контроля освоения материала. Суть в том, что каждый ученик может записать своё имя в этот лист перед уроком, не объясняя причину. Имена, которые записаны в листе, «защищены» от опасности вызова на уроке и получения нежелательной оценки. Это позволяет контролировать усвое- ние темы каждым учеником. Данный тип самоконтроля позволяет сформировать ответственное отношение к подготовке к занятиям. Ученики, как бы, остаются должниками без долгов. Таким образом, вопрос формирования учебной мотивации подростков на уроках русского языка является одним из главных в современной педагогике и психологии. Для этого существует множество приемов и методов. Например, проектные технологии, различные игры: «да-нет», «своя игра», педагогические приемы «касса моих успехов» и «касса моих ошибок» и «автор», «кумир», «за- щитный лист». Не только эти, но и другие методы и приемы развивают у подростков повы- шение учебной мотивации на уроках русского языка. Литература 1. Божович Л. И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка // Изу- чение мотивации поведения детей и подростков. – М. : Педагогика, 1972. 2. Букина А. Н. Воспитание и мотивация учебной деятельности студентов. – Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 1994.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=