Молодежь и наука - третье тысячелетие: Материалы студенческой научно-практической конференции с международным участием

66 М. А. Кашина Факультет русской филологии и документоведения, IV курс (очная форма обучения) Научный руководитель – Н. А. Пронина ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ У ПОДРОСТКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА Каждый педагог задается вопросами: как развить интерес учащихся к сво- ему предмету? Что могло бы их замотивировать работать на уроках и вне школы? Учителя ищут ответы на эти вопросы, используют различные формы и методы для того, чтобы сделать процесс обучения интересным и увлекательным. Педагоги знают, что учащихся нельзя успешно учить, если они равнодушны к учебе. Поэтому перед учителем стоит непростая задача. Необходимо развить положительную мотивацию к учебе. Это очень важный навык, поскольку чело- век обучается на протяжении всей своей жизни. Без положительной учебной мо- тивации окажется трудным поступление в университет, а также последующая карьера на той или иной работе. Проблема учебной мотивации считается одной из центральных в современ- ной психологии, а также в педагогике и волнует умы многих ученых: Л. И. Бо- жович [1], А. Н. Букина [2], А. Н. Леонтьев [3], А. К. Маркова [4], Г. Н. Хаме- дова [5] и др. Этот вопрос актуален как для учителей, так и для учащихся и их родителей. В данной статье рассматривается вопрос формирования учебной мотивации подростков на уроках русского языка. Для этого существуют следующие формы и методы: 1. Проектные технологии Для учащихся проект – возможность испытать себя, проявить себя в инте- ресной работе. Проект можно выполнять как самостоятельно, так и в группе. На уроках русского языка можно предложить следующие темы для проектов: со- ставление словарей, схем, подготовка сообщений по истории тех или иных слов и так далее. В качестве примера могу привести мероприятие, которое было проведено мной в рамках педагогической практики под названием: «Сила слова». На нем учащиеся расширили свои знания о нецензурной лексике, выяснили разные точки зрения на употребление в современном языке нецензурных выражений, а также было проведено предупреждение об употреблении учащимися бранных слов, мата. Учащимся было предложено подготовить доклады о происхождении ряда нецензурных слов. После мероприятия был сделан вывод, что учебная мо- тивация учащихся повысилась. Прежде всего, это объясняется тем, что ученики узнали этимологическое происхождение некоторых бранных слов и сленговых выражений. 2. Игры Во время прохождения производственной педагогической практики я ис- пользовала данный метод с учащимися восьмого класса. Ученики проявили свою

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=