Молодежь и наука - третье тысячелетие: Материалы студенческой научно-практической конференции с международным участием

53 дожником и аудиторией, пределами тела и возможностями ума. Она открыла но- вое понятие идентичности, делая наблюдателей участниками и сосредотачиваясь на «противостоянии боли, крови и физических пределов тела» [4]. Итак, 1974 год, галерея Морра, Неаполь. Марина Абрамович замерла на 6 часов, чтобы позволить людям делать с ней все что угодно. Так начинался экс- периментальный этический перформанс, получивший название «Ритм 0». В руках у художницы, стоящей неподвижно, была табличка с надписью, содержанием которой было заявление, что женщина во время проведения экс- перимента представляет собой объект социального эксперимента. На большом столе, стоящем рядом, были размещены различные предметы, которые разре- шалось использовать для взаимодействия с художницей. Зрителям было позво- лено делать все, на что способна их фантазия. В числе предметов, представлен- ных на столе, были как приносящие приятные ощущения, такие как цветы, духи, перья, расческа, так и способные причинить боль, такие как молоток, лез- вия, ножи, пила, заряженный пистолет. В общей сумме зрители могли исполь- зовать на художнице 72 предмета, часть из которых могли привести к смерти художницы. «Я – предмет. Я беру на себя всю ответственность на период про- ведения акции с 20:00 по 02:00» – читалось на табличке в руках женщины. Это означало, что никто из присутствующих не понесёт наказания ни за какие дей- ствия, направленные в сторону объекта перформанса. В начале эксперимента люди были достаточно милы и аккуратны с женщиной. Присутствующий на ак- ции арт-критик Томас Макэвиллей вспоминал: «Кто-то развернул ее вокруг своей оси, кто-то – поднял руки вверх, кто-то к ней интимным образом прикос- нулся». Но, постепенно осознавая свою безнаказанность, публика переходила к все более жестоким действиям. «На третий ситуация обострилась. Люди сре- зали с нее лезвиями всю одежду. На четвертый – ножи и шипы роз начали ка- саться ее кожи. Ее тело было подвергнуто насилию, но Марина была настолько предана идее, что не стала бы сопротивляться даже изнасилованию или убий- ству», – рассказывал критик. Под конец перформанса жизнь художницы оказалась под угрозой – на нее несколько раз направляли дуло пистолета, затем – положили оружие ей в руку и направили в шею. К счастью, нашлись те, кто не дал случиться непо- правимому. По завершению перформанса художница перевоплотилась из объекта в че- ловеческую личность, стала прогуливаться между участниками эксперимента. Люди отходили от нее, отводили взгляд. Во время эксперимента они не испыты- вали вину за свои действия, направленные на объект, чего нельзя сказать о чув- стве вины, пробуждающемся перед живым человеком [5, 6]. Так насколько далеко могут зайти люди в условиях полной безнаказанности, если дать им полную власть над человеческой жизнью? Как быстро будут стёрты границы между хорошим и плохим? Прибегнут ли психически здоровые люди к насилию над несопротивляющимся человеком без видимых на то причин? Разве не существуют определённые рамки, что-нибудь, что держало бы человека в узде, препятствовало сотворению им зла?

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=