Молодежь и наука - третье тысячелетие: Материалы студенческой научно-практической конференции с международным участием

52 Н. А. Гулимова Факультет иностранных языков, III курс (очная форма обучения) Научный руководитель – Ю. В. Назарова ЭТИЧЕСКИЙ ПЕРФОРМАНС КАК ОПЫТ ЖЕСТОКОСТИ (ЭТИКО-КУЛЬТУРНЫЙ АНАЛИЗ) Несмотря на то, как далеко продвинулось человеческое общество в своем развитии, жестокость, как одна из черт, присущих человеку, в условиях упадка нравственности, чем характеризуется нынешний век информационного про- гресса, продолжает жить в человеческом сознании. Жестокость – это стремление причинять людям вред, получая при этом удо- вольствие. В философском смысле, она выступает как антипод сострадания – этической категории, обозначающей «одно из основных нравственных пережи- ваний человека, участие в страданиях другого существа, порождающее желание помочь ему» [1]. Причинение другим боли ради получения удовольствия роднит жестокость с таким понятием, как садизм – «девиацией, при которой достижение сексуаль- ного удовлетворения наступает в процессе причинения партнеру боли и телес- ных повреждений, при одновременной подчеркнутой демонстрации его униже- ния и подчинения... Садизм есть проявление глубинного стремления превратить другого в неодушевленную вещь, лишенную способности к самостоятельным изъявлениям воли. Унижение, причинение боли и демонстрация силового пре- восходства служат лишь средствами, которые позволяют наиболее четко обозна- чить предельные формы обладания другим как вещью» [1]. Однако, в сравнении с садизмом жестокость все же куда более предосуди- тельна, ведь «садизм – лишь одна из форм извращения, тогда как жестокость – порок» [2]. Демонстрация человеческой порочности – цель живых инсталляций, проводимых сербской художницей, «бабушкой искусства перформанса», Мари- ной Абрамович. Перформанс, как культурное явление, означает «тяготеющее к акционизму направление современного искусства, а также представление, созданное в рам- ках данного направления. Иное его название – театр визуальных искусств. Для перформанса характерно отсутствие твёрдой литературной основы, импровиза- ционный характер действия и нередко однократность показа. Перформанс обычно имеет законченную структуру, но предусмотрен и элемент случайности, связанный с возможным участием публики. Перформер не просто автор и испол- нитель художественного произведения. Он – организатор общественно значи- мого события. Перформанс не художественный объект, а процесс реализации игры, он не исполняется, но происходит. Зритель – участник, свидетель, а иногда и соавтор» [3]. Марина Абрамович является одной из известнейших представительниц дан- ного направления искусства. Её работы исследуют взаимодействие между ху-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=