Молодежь и наука - третье тысячелетие: Материалы студенческой научно-практической конференции с международным участием

50 А. С. Гришина Факультет истории и права, II курс магистратуры (заочная форма обучения) Научный руководитель – Е. И. Белянкова СТАТУС МЕДИАТОРА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ Процесс работы образовательного учреждения является очень сложным и включает в себя не только учебные ситуации, но и совершенно разные уровни взаимодействия большого количества людей: родителей, педагогов, учащихся. В ходе указанных отношений нередко возникают конфликтные ситуации. В связи с этим уже более чем 10 лет в России развивается служба школьной медиации. Особое значение в закреплении юридического статуса данной струк- туры имеют Рекомендации по организации служб школьной медиации в образо- вательных организациях, которые были утверждены Министерством образования и науки России в 2013 году (№ ВК-54/07-вн от 18.11.2013). [1] Этот документ обосновал актуальность создания служб школьной медиации, определил право- вую основу, цели, задачи, этапы создания и др. Главная цель появления такого структурного подразделения в организациях общего образования – формирование такого пространства, которое могло бы создать условия для всестороннего разви- тия и полноценной социализации школьников. Это пространство должно быть гу- манным и безопасным, а служба медиации должна оказывать максимальную по- мощь детям и подросткам при возникновении трудных жизненных ситуаций. То есть служба медиации в образовательном учреждении должна создавать условия, не только для разрешения конфликта уже возникшего, но и работать в области восстановительной медиации, под которой понимается процесс не только разрешения сложившейся ситуации, проблемы, противоречия, но и созда- ние условия для восстановления способности субъектов конфликта понимать друг друга, а самое главное, способности договариваться о различных способах дальнейшей позитивной коммуникации и решения проблемы, заглаживании причиненного вреда [2]. Именно поэтому Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 193-ФЗ «Об аль- тернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (проце- дуре медиации)» относит медиацию к группе альтернативных методов разреше- ния споров (статья 2) [3]. Главной характеристикой такого метода является то, что в процессе своего участия в разрешении конфликта медиатор не выносит ре- шения по спору (конфликту), как это могут делать, например, некоторые право- охранительные органы, он не должен предлагать варианты решения проблемы, он, как отмечалось ранее, помогает выстраивать коммуникацию между участни- ками конфликта и способствует тому, чтобы они самостоятельно выработали путь разрешения спора. Можно выделить несколько характеристик восстановительного «правосудия»: 1. Ответственность за разрешение конфликта лежит не на медиаторе, а на самих субъектах конфликта, будь то образовательная организация, обучающиеся или их родители.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=