Молодежь и наука - третье тысячелетие: Материалы студенческой научно-практической конференции с международным участием

48 Проанализируем, как смысл запечатлелся в грамматике. Аорист (с гр. Aoristos неопределенный, неограниченный, необозначенный) – наиболее частотная форма времени в старославянском языке. Он обозначает нед- лительное действие, происходившее в прошлом и не имеющие развития в настоящем. Именно аористичных форм в Притче о блудном сыне больше всего. Можно сказать, что аорист ведет повествование, двигает его вперед, благодаря ему действие течет динамично и непринуждённо, состоит из коротких результа- тивных действий: въставъ иде къ оцоу сво~моу. ~ште же ~моу далече с@штоу оузьрh и оць ~го и милъ ~моу быстъ и текъ паде на вы\ ~го и облобыза и (Остр) (Встал, пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и расцеловал его). Встал, пошел, увидел, сжалился, побежав (прич. усеч .форма), пал, расцело- вал – все глаголы и усеченные формы причастий следуют один за другим, делают повествование ритмичным, и приближают действие к финалу. Аналогичное наблюдаем в следующем фрагменте текста: чловhкъ нhкыи имh дъва сына. И рече мьнии сынъ ~ю оцоу оче даждь ми достоин@ ч#cть имhни". (Остр) Имперфект – это простая форма прошедшего времени, обозначающая дей- ствие до момента речи как длительное и незаконченное. Читая текст внимательно, можно заметить, что он появляется в самый эмо- циональный момент повествования. С его помощью описывается сцена в сере- дине текста, когда сын блуждал в поисках пропитания, но никто не давал ему еды: иждивъшоу же емоу вьса бысть гладъ крhпъкъ на странh тои и тъ нач#тъ лишати с#... и желааше насытити чрhво сво~ отъ рожьць >же hдhах@ свини> и никъто же не да"аше емоу (Остр). Действие в этот момент как будто замирает, становится плавным и обстоя- тельным. Пропадает былая динамичность, герой словно топчется на месте. Од- нако именно в этот момент затишья к нему приходит молчаливое озарение. Он понимает, что ему нужно делать и с покаянием идет к отцу, который является образом Бога и с любовью принимает его: въставъ ид@ къ оцоу мо~моу и рек»@ ~моу оче съгрhшихъ на нбо и прhдъ тобо\ оуже нhсмь достоинъ нарешти с# сынъ твои (Остр). Можно утверждать, что имперфект привлекает внимание к внутренней жизни героя. Переходом от одной грамматической форме к другой автор как бы показывает нам смену действия. Переключает акцент с внешних событий на внутренние. Ведь в этот момент повествования, все действие происходит во внутренней жизни героя. Внешние факторы остаются неизменными. Герой блуждает в поисках пропитания, в голоде и смятении. Внутри же идет борьба мыслей и чувств, от результата которой зависит дальнейшая жизнь героя. Это же мы наблюдаем и более интересных формах аориста, образованных от основы имперфекта: братъ твои сь мрътвъ бh и оживе изгыблъ бh и обрhте с# (Остр). От основы имперфекта образована форма аориста «мрьтвъ бh ». Используя эту форму, автор на мгновение снова переносит нас во внутреннюю жизнь героя. Показывает, какой тяжелый духовный путь он прошел. От мертвого к живому (воскресшему к духовной жизни). От греха к Богу. Также, мы помним, что форма

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=