Молодежь и наука - третье тысячелетие: Материалы студенческой научно-практической конференции с международным участием

20 крепкостью и мужественностью, она открыта в своих чувствах, но простить та- кого предательства никогда не сможет. Конец рассказа оставляет читателю грустное послевкусие. Надежда прово- жает взглядом из окна уезжающего Николая Алексеевича. «Не случайно писа- тель назвал свою героиню Надеждой, она ждала и надеялась, сохраняла вер- ность и любовь» [6]. Мужчина же в дороге рассуждает о том, что было бы, если бы он её не бросил. Но признает, что чувства к этой женщине давно пережил в своей душе, что это позади минувшее. А перед ним лишь желтое солнце све- тит на пустые поля, что олицетворяет его одинокую жизнь, его душевное состо- яние, ведь он отказался когда-то от своей любви, от своего счастья и оставил все это позади себя. Следующий рассказ, который рисует нам картину любви – это «Руся». Мужчина вспоминает события, которые произошли в его жизни давным- давно, вспоминает свою возлюбленную Русю и печальную историю любви к ней. Начало рассказа здесь также устанавливает настроение текста: «вечер», «было темно и печально», «наступили сумерки» и «пахло болотом». Все это ли- рическое описание пейзажа связано с психологизмом книги. Именно пейзаж по- могает создать настрой событий, помогает раскрыть внутреннее состояние ге- роев. Стоит заметить, что темное время суток не обязательно говорит о печали и душевном неравновесии, только в совокупности со всей окружающей действи- тельностью можно сделать выводы о их значении. В воспоминаниях героя запечатлены мельчайшие подробности тех дней, он помнит, как катал девушку «все больше по ночам, и выходило даже поэтично», что «на противоположном берегу было темно от мелкого леса, но за ним всю ночь стоял этот странный полусвет» [2]. Импрессионистическое начало проявляется в описании господином портрета Руси: «Худая, высокая. Носила желтый ситцевый сарафан и крестьянские чуньки на босу ногу, плетенные из какой-то разноцветной шерсти» [2], герой отмечал ее черные волосы, заплетенные в длинную косу, смуглое лицо с маленькими темными родинками, узкий правильный нос, черные глаза, черные брови. Бунин вообще лю- бит изображать женское тело в сочетании с одеждой, таким образом можно пока- зать не только внешность героинь, но и что-то глубокое. Желтый цвет ассоцииру- ется с солнцем, теплом, животворящим светом. И в словах мужчины мы видим этому подтверждение: «она и сама была живописна, даже иконописна» [2]. Герой ехал на поезде, вокруг него все спали, а он мысленно смотрел в то лето, лишь сине-лиловый глазок над дверью тихо глядел в темноту. Обратимся к значению этого цвета – он полон энергии и очень неустойчив. С ним хочется идти дальше, но лишь для того, чтобы скорее прийти в то место, где можно было бы отдохнуть. Вот и наш герой мысленно идет в темноту прошлого, в то тихое и желанное лето… Вновь перед ним девушка в желтом сарафане, она вбегает с мокрой улицы в дом, а он кинулся разувать и целовать ее мокрые ступни, повеяло свежим, па- хучим дождем. И непонятно, то ли это действительно дождь освежает, то ли её присутствие.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=