Молодежь и наука - третье тысячелетие: Материалы студенческой научно-практической конференции с международным участием

19 друг друга, но богатый помещик бросил горничную, которую обольстил. Про- шло уже много времени, у каждого из них своя жизнь, и объединяет их не только прошедшая любовь, но и одиночество в настоящем времени. Мастерство Бунина-импрессиониста можно увидеть уже в начале рассказа, где он описывает непривлекательные, мрачные картины жизни, которые пере- дают эмоциональную напряженность, дают почувствовать настроение, а самое главное – субъективное восприятие представленного момента: «В холодное осеннее ненастье, на одной из больших тульских дорог, залитой дождями и из- резанной многими черными колеями… подкатил закиданный грязью таран- тас…» [3] Изображение тульской погоды отлично гармонирует с описанием главного героя. Николай Алексеевич богатый человек, имеет социальный вес и устроен- ность, но несчастен, так как жена его бросила, даже оскорбительнее, чем он ко- гда-то Надежду, а сын вырос негодяем. Когда-то он отказался от любви, поэтому теперь одинок. В его внешности автор делает акцент на его строгости, на его во- енной выправке, стройности, бледной коже, на его возрасте и вместе с тем уста- лым видом. Все это в совокупности дает нам почувствовать недоброжелатель- ность рассказчика к нему, некую отстраненность и безразличное отношение в его сторону. Чего нельзя сказать о Надежде. Представление этой девушки И. А. Бунин начинает с описания ее горницы, там «было тепло, сухо и опрятно: новый золотой образ в левом углу, под ним покрытый чистой суровой скатертью стол, за столом чисто вымытые лавки…» [3] От всего этого веет такой теплотой, такой привлека- тельной атмосферой, уютом, любовью. А после идет описание самой героини, что дает нам возможность провести параллель между этими впечатлениями от убран- ства дома и его хозяйкой: «Вошла темноволосая, тоже чернобровая и тоже еще красивая не по возрасту женщина, похожая на пожилую цыганку…» [3] Героиня превратилась из бывшей крепостной во владелицу частной горницы, все говорят, что она богатеет, крута, красива, легка, полна жизненных сил, но так и не вышла замуж, потому что весь свой век любит Николая Алексеевича. Также импрессионистические элементы присутствуют в моменте, когда произошла эта неожиданная встреча. писатель точно передает внутренний тре- пет Николая Алексеевича всего лишь его движениями: «Он быстро выпрямился, раскрыл глаза и покраснел», «… он встал и решительно заходил по горнице глядя в пол» [3], «он покраснел до слез и, нахмурясь, опять зашагал» [3]. Как точно в этих описаниях переданы мимолетные чувства в душе героя, эта неловкость, стыд, как будто его застали за чем-то неожиданным и некрасивым, что он пыта- ется оправдать словами и забыть. Но в лице героини мы видим неизменность, не показаны ее действия, Бунин об этом даже не говорит, от неё у нас есть лишь реплики. В этом можно увидеть силу женщины, ее примирение с этой ситуацией и своей любовью длиною в жизнь. Она непоколебима, ей не стыдно об этом говорить и вспоминать. Даже без описаний ее эмоций, движений, реакций на данный разговор веет настоящей

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=