Молодежь и наука - третье тысячелетие: Материалы студенческой научно-практической конференции с международным участием

153 определенных положительных результатов в какой-либо деятельности. Это необходимо осознать для дальнейшей взрослой жизни [2]. На вопрос «Как Вы доносите до ребенка необходимость выполнения вашей просьбы/распоряжения?» 15 родителей (40 %) ответили обещанием поощрения, 11 родителей (29,7 %) обещают наказать в случае невыполнения указания. Та- ким образом, прослеживается, достаточно, позитивная тенденция, что детей просят что-либо сделать, в основном, не под страхом наказания, стимулом ста- новится благодарность, признание заслуг, что дает детям чувствовать себя бо- лее важными и нужными, совершающими правильные, полезные поступки. Среди опрошенных группы «Учащиеся» 46 человек (65,7 %) отмечают, что их наказывают редко, если это происходит, то в форме замечания (80 %), ограничения (27,1 %), выговора (10 %). Большинство детей-респондентов (42,9 %) считает, что их наказывают справедливо, 28 человек (40%) ответили «когда как», оставшиеся 12 человек (17,1 %) затруднились дать ответ. Таким образом, более половины опрошенных детей не считают наказание адекватным проступку. На вопрос, как ребенок себя чувствует после наказания, 41 человек (58,6 %) ответил, что у него падает настроение, 34 человека (48,6 %) испыты- вают желание исправиться, и 25 человек (35,7 %) сообщили про обиду. В целом, это доказывает, что учащиеся способны объективно оценивать свои поступки, с точки зрения, правильности и нести за них ответственность, но не всегда счи- тают действия воспитателя объективными. Самое главное, что весомая часть детей, хочет исправить ошибку после справедливого наказания. На вопрос «Кто Вас чаще всего наказывает?» респонденты на первое место поставили мать (61,4 %), на второе место – отца (14,3 %), на третье место учи- теля (11,4 %). Почти такая же картина с вопросом «Кто Вас чаще всего поощ- ряет?»: на первом месте мать (65,7 %), на втором месте отец (15,7 %) и на тре- тьем месте – оба родителя (2,9 %). Это говорит о значимости и месте данных людей в воспитании и обучении опрошенных детей, а также о более высоком профессионализме учителей в вопросе о наказании, но ставит вопрос о частоте использования ими поощрения учеников. Складывается впечатление, что, не- смотря на декларации учителей об использовании поощрения в учебно-воспи- тательном процессе, они на деле уделяют этому мало внимания. Второе объяс- нение может быть связано с тем, что родители могут чаще использовать мате- риальное поощрение, что оставляет более яркий след в памяти ребенка. Среди школьников – 33 человека (47,1 %) ответили, что их часто поощ- ряют, 31 человек (44,3 %), что «время от времени», 5 детей (7,1 %) сообщили, что их редко поощряют и 1 ребенок (1,4 %), что его совсем не поощряют. При этом 55 опрошенных школьников (78,6 %) указали, что на достижения их мо- тивирует именно поощрение, 8 человек (11,4 %) сообщили, что их стимулирует наказание, и 10 % опрошенных не смогли выделить наиболее эффективный для себя метод воспитания и обучения, сообщив, что одинаково реагируют на по- ощрение и наказание. Судя по этим результатам, положительное эмоциональ- ное подкрепление все-таки более эффективно работает в учебно-воспитатель- ном процессе.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=