Молодежь и наука - третье тысячелетие: Материалы студенческой научно-практической конференции с международным участием

152 «нужно ли применять метод наказания в воспитании учеников?» 18 человек (66,7 % опрошенных) ответили «иногда можно», что говорит о важности чередо- вания методов и попыток рационального их использования. Большинство учителей применяет в качестве наказания замечание и выго- вор (74,1 %), вызов родителей в школу (48,1 %) и соответствующую отметку (29,6 %). Что касается поощрения, то чаще всего учителя используют словесную похвалу (100 %), также высокую отметку (59,3 %) и награду/грамоту (40,7 %). Это доказывает, что преподаватели, по большей части, отдают предпочтение психологической форме поощрения, которая способствует формированию у уча- щихся внутреннего механизма контроля поведения. 20 опрошенных учителей (81 %) считают, что поощрение лучше стимули- рует детей в учебно-воспитательном процессе. Поощряют своих учеников за ак- тивную работу, участие в конкурсах, старания и самостоятельность. Наказывают чаще всего за нарушение дисциплины и за невыполненные задания. Респондентам данной группы был задан вопрос «Задумываетесь ли Вы, что испытывает ученик, когда Вы его наказываете? Что Вы сами чувствуете в этот момент?». Многие ответили, что ощущают чувство вины, огорчение, раздраже- ние. Таким образом, преподаватели, наказывая учеников, сами испытывают не- приятные эмоции, проявляют эмпатию, но все же чувствуют необходимость в пресечении проступка и выражают свое недовольство, объясняя, чем вызвано их недовольство. На вопрос «нужно ли использовать метод наказания в воспитании детей?» большинство опрошенных из группы «Родители» (75,7 %) ответили положи- тельно. Чаще всего применяют данный метод за непослушание, ложь, проведе- ние большого количества времени в социальных сетях, плохие отметки и невы- полненные уроки. К наиболее распространенным формам наказания относятся замечание (59,5 %), ограничение в чем-то (54,1 %), выговор (32,4 %). К сожале- нию, всего 2 респондента (5,4 %) отметили, что стараются объяснить своему ребенку, в чем он не прав. Среди родителей есть такие, которые использует вы- смеивание (5,4 %), что недопустимо с педагогической точки зрения, если это происходит прилюдно и в обидной форме. Физическое наказание 32 родителя (86,5 %) относят к недопустимым мерам и только 5 человек (13,5 %) считают данный вид наказания приемлемым и иногда его используют. 27 опрошенных (73 %) в группе родителей считают, что поощрение обес- печивает более высокую мотивацию к достижениям в процессе обучения и вос- питания. Анализ их ответов показывает, что чаще всего они используют по- хвалу (83,3 %), одобрение (51,4 %), подарки (43,2 %), некоторые респонденты, сообщают, что дают деньги в качестве награды, используют также поездки и прогулки в парк, поход в кино и другие развлечения. Поощряют своих детей за выполненные обязанностей, хорошую учебу, помощь, достижения, хорошее по- ведение. Все это говорит о том, что родители стараются оценивать поступки своего ребенка справедливо и в качестве благодарности используют материаль- ные и психологические (моральные) формы поощрения, что обеспечивает фор- мирование моральных норм поведения и заинтересованности в достижении

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=