Молодежь и наука - третье тысячелетие: Материалы студенческой научно-практической конференции с международным участием

151 А. К. Шершнева Факультет естественных наук, V курс (очная форма обучения) Научный руководитель – М. П. Маркова К ВОПРОСУ ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ МЕТОДОВ ПООЩРЕНИЯ И НАКАЗАНИЯ В ОБУЧЕНИИ И ВОСПИТАНИИ На сегодняшний день в педагогике существует большое количество различ- ных методов и приемов, обеспечивающих эффективность обучения и воспита- ния. Но среди этого разнообразия, по-прежнему, остаются популярными методы поощрения и наказания. Во все времена родителей и учителей беспокоили вопросы по оптимальному сочетанию этих методов в обучении и воспитании детей, каким образом поощ- рять и наказывать, чтобы это способствовало развитию гармоничной личности. Поощрение – сильный регулятор поведения, с его помощью научение про- исходит быстрее. Но не всякое поощрение может приносить пользу, как и нака- зание не всегда наносит вред – в воспитании нет плохих, или хороших приемов, а есть уместные и неуместные приемы [1]. Важной задачей является то, чтобы их использование было, как минимум, элементарно грамотным в педагогическом отношении. Овладение же искусством применения поощрений и наказаний требует и от педагогов, и от родителей не- малых усилий. Целью нашего исследования является изучение актуальности и эффектив- ности применения поощрения и наказания в образовательно-воспитательном про- цессе, их объективного соотношения в современном педагогическом процессе. В нашем исследовании приняли участие 134 жителя г. Тулы и Тульской об- ласти: 27 учителей в возрасте от 21 до 62 лет, 37 родителей в возрасте 28–56 лет и 70 школьников в возрасте от 9 до 17 лет. Исследование проводилось методом анкетирования при помощи Google forms. Респонденты были разделены на три группы по отношению к образова- тельно-воспитательному процессу, для каждой из которой нами была разрабо- тана анкета: • «Учителя» https://docs.google.com/forms/d/1A7ZmBrDx9wP4MP-F7n0oP3RrrxGHWRw1VeulTiX7 mqQ/edit • «Родители» https://docs.google.com/forms/d/1FEgqi4Aooa0E05BSad-74wUHLF0A38OltTUEq VnK9HY/edit • «Учащиеся» https://docs.google.com/forms/d/1UaiZrgitfARLICzIioK0bBE-eDSh9hlpk0w1pUA xotk/edit Результаты группы «Учителя» показали, что эта категория респондентов считает позитивные эмоции гораздо важнее негативных, но при этом на вопрос

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=