Молодежь и наука - третье тысячелетие: Материалы студенческой научно-практической конференции с международным участием

141 Ю. А. Чеверева Факультет естественных наук, V курс (очная форма обучения) Научный руководитель М. П. Маркова ИССЛЕДОВАНИЕ ОБЪЕМА СМЫСЛОВОЙ ПАМЯТИ У СОВРЕМЕННЫХ СТУДЕНТОВ Память является одной из важнейших психических функций человека. Ме- ханизмы ее работы начали интересовать людей еще в античной Греции, посте- пенно ученые совершали открытия, которые позволили на сегодняшний день иметь достаточно много сведений о физиологии, психофизиологии и анатомии памяти [1]. Ее формирование происходит постепенно, вначале ребенок обладает пассив- ной памятью, после чего активизация ее работы происходит в игровой деятельно- сти детей, полное формирование достигается к 20 годам жизни человека [2]. Память является основой познавательной деятельности человека. С этих по- зиций наибольший интерес представляет собой смысловая память, т.к. именно она направлена на запоминание смысла изучаемого материала, обеспечивает проведение адекватного анализа данных, разделение информации на составляю- щие части и выделение важных и существенных связей между ними. Однако ча- сто смысловая память подводит человека. Достаточно вспомнить детскую игру в «испорченный телефон», в ходе которой смысл информации искажается до не- узнаваемости. Иногда человек не улавливает смысл текста, задачи, не может его запомнить и затем не в состоянии справиться с выполнением задания, так как изначально имеет неверный посыл. Целью нашего исследования является определение объема смысловой памяти у студентов гуманитарного и естественнонаучного направления под- готовки. В исследовании приняли участие 104 студента 1–2 курса ТГПУ им. Л. Н. Толстого: 44 человека с факультета естественных наук (ФЕН), 36 – с фа- культета иностранных языков (ФИЯ) и 24 – с факультета психологии (ФП). Боль- шинство обследованных (98 %) были представителями женского пола в связи со спецификой педагогического образования. Эксперимент проводился по общепринятой методике [3], которая состояла в однократном прочтении короткого фрагмента текста (1 абзац), после чего сту- дентам предлагалось письменно изложить материал. Испытуемых предупре- ждали, что они участвуют в эксперименте на проверку объема именно смысло- вой памяти, т.е. они знали, что должны понять и воспроизвести смысл прочитан- ного. Текст содержал 6 значимых для понимания сути смысловых единиц (СЕ), о которых испытуемых не информировали заранее. Оценка работы при проверке выполнения сводилась к подсчету воспроизведенных СЕ. Если написанный сту- дентом текст содержал все 6 СЕ, то объем смысловой памяти оценивался как от- личный; если 4–5 СЕ – как хороший, если 3 – как удовлетворительный, меньше 3-х смысловых единиц – плохой.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=