Молодежь и наука - третье тысячелетие: Материалы студенческой научно-практической конференции с международным участием

14 луна указывает дорогу в загробный мир, а в тексте романа – по лунной дороге уходит Понтий Пилат после того, как получает прощение у Иешуа» [См.: Трессидер]. Описывая трагические события казни Иешуа, Булгаков также обращается к пейзажу, краски которого символизируют грядущую смерть, за которой после- дует бессмертие: "Тьма, пришедшая со Средиземного моря, накрыла ненавиди- мый прокуратором город»; «опустилась с неба бездна и закрыла крылатых бо- гов»; «Все пожрала тьма, напугавшая все живое в Ершалаиме и его окрестно- стях. Странную тучу принесло со стороны моря к концу дня, четырнадцатого дня весеннего месяца нисана»; «Она уже навалилась своим брюхом на Лысый Череп, где палачи поспешно кололи казнимых, она наваливалась на храм в Ерша- лаиме, сползла дымными потоками с холма его и залила Нижний Город. Она вли- валась в окошки и гнала с кривых улиц людей в дома. Она не спешила отдавать свою влагу и отдавала только свет. Лишь только дымное черное варево распа- рывал огонь, из кромешной тьмы взлетала вверх великая глыба храма со сверка- ющим чешуйчатым покровом. Но он угасал во мгновение, и храм погружался в темную бездну. Несколько раз он выскакивал из нее и опять проваливался, и каждый раз этот провал сопровождался грохотом катастрофы» [1, с. 290] . Символика черного цвета, который преобладает в описании природных яв- лений в данном описании, подчеркивает власть сил зла и мотив смерти. Но в большей степени захлестнувшая все пространство чернота выступает ак- тивной силой, символизируя гнев высших сил и грядущее наказание. Хлынувший вслед за этим ливень усиливает символическое значение наказа- ния: «Ливень хлынул неожиданно, и тогда гроза перешла в ураган. В том самом месте, где около полудня, близ мраморной скамьи в саду, беседовали прокуратор и первосвященник, с ударом, похожим на пушечный, как трость переломило ки- парис. Вместе с водяной пылью и градом на балкон под колонны несло сорванные розы, листья магнолий, маленькие сучья и песок. Ураган терзал сад» [1, с. 290] . Образ ночи сопровождает полет Маргариты. Ночь открывает ей другой, неведомый ранее мир. Ночь и луна символизируют тот мир, который сливается с ее душой, давая ей возможность познать то, что было в ней, но оставалось неведомым: « Ночь начала закрывать черным платком леса и луга, ночь зажигала печальные огонечки где-то далеко внизу, теперь уже не интересные и не нужные ни Маргарите, ни мастеру, чужие огоньки. Ночь обгоняла кавалькаду, сеялась на нее сверху и выбрасывала то там, то тут в загрустившем небе белые пятнышки звезд. Ночь густела, летела рядом, хватала скачущих за плащи и, содрав их с плеч, разоблачала обманы. И когда Маргарита, обдуваемая прохладным ветром, открывала глаза, она видела, как меняется облик всех летящих к своей цели. Ко- гда же навстречу им из-за края леса начала выходить багровая и полная луна, все обманы исчезли, свалились в болото, утонула в туманах колдовская нестойкая одежда» [1, с. 367]. С помощью олицетворения автор создает образ ночи как ре- ального действующего лица. Обилие пейзажных зарисовок в романе присутствует во всех микросюжетах и сценах, сопровождая жизнь героев, их мысли, настроения, открывая нам ту

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=