Молодежь и наука - третье тысячелетие: Материалы студенческой научно-практической конференции с международным участием

135 В. А. Фатеева Факультет русской филологии и документоведения, V курс (очная форма обучения) Научный руководитель – И. В. Ерохина СТРУКТУРА НАРРАТИВА В РОМАНЕ Е. И. ЗАМЯТИНА «МЫ» Нарратив – это «сюжетно-повествовательное высказывание, придающее своему предметно-смысловому содержанию статус события» [3; 134]. Под событием необходимо понимать нечто неожиданное и значимое, то, что является уникальным и не может повториться во второй раз, и из чего вытекают определенные последствия. События проявляют себя в повествовательной структуре, которая состоит из резюме, экспозиции, осложнения, оценки, раз- вязки и итога. Также особое внимание нужно уделить пассажам, которые не только позво- ляют организовать структуру нарратива (интродуктивный, секвентивный), но и ввести события, которые повлияли на описываемые основные события в рас- сказе (фоновые и ретроспективные), а также раскрыть отношение автора к дан- ным событиям (объяснительные) [2]. Впервые в ходе эксперимента структура нарратива была предложена Уиль- ямом Лабовым, он выделял шесть компонентов нарратива: Уильямом Лабовым, 1) Резюме; 2) Ориентация; 3) Осложнение; 4) Оценка события; 5) Развязка; 6) Кода [4]. В соответствии с этой схемой в структуре нарратива романа Е.Замятина «Мы» можно выявить следующие элементы: 1) Резюме, или зачин. Первый конспект, где читатель только узнает о неко- тором Едином Государстве и о постройке Интеграла, но пока не понимает его назначения. 2) Экспозиция и ориентация. Во втором конспекте используется интродук- тивный пассаж, который позволяет вести в нарратив главных героинь романа О-90 и I-330. Именно это намечает завязку романически личностного действия. Данный момент позволяет раскрыть регулирование Единым Государством лич- ных отношений нумеров. Итак, в этой структурной части мы знакомимся с привычным укладом жизни главного героя: с работой над Интегралом; личными отношениями с О-90.Однако произошло некоторое событие (встреча с I-330), которое повлекло за собой нечто неожиданное для героя, то, что уничтожило привычный уклад его жизни. 3) Осложнение. О том, что привычный уклад жизни главного героя практи- чески разрушен, мы узнаем в 4-м конспекте. Здесь же мы видим использование метафор «болезнь» и «боль», которые помогают раскрыть, во-первых, всю мучи- тельность чувств, которые начал испытывать герой, во-вторых, негативные ассо- циации героя-рассказчика, связанные со способностью чувствовать.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=