Молодежь и наука - третье тысячелетие: Материалы студенческой научно-практической конференции с международным участием

13 осваивает окружающую действительность через призму своего поэтического восприятия [Нефедова: 2001]. Изучая образ луны как символа в тексте романа «Мастер и Маргарита», О. Н. Журавлева обращает внимание на то, что появление в тексте описания луны всегда сопровождает действия, мысли и чувства героев: «...изображая при- родную реалию «луна», автор использует глагольные лексемы, прямая номина- ция которых характеризует действия либо животных (лизать), либо людей (властвовать, играть, шалить, танцевать), либо других природных реалий (раз- брызгивать, затоплять) . Ср.: Маргарита рванула штору в сторону и села на под- оконник боком, охватив колено руками. Лунный свет лизнул ее с правого бока [1, с. 225]; Луна властвует и играет, луна танцует и шалит [1, с.383]; Тогда луна начинает неистовствовать, она обрушивает потоки света прямо на Ивана, она разбрызгивает свет во все стороны, в комнате начинается лунное наводнение, свет качается, поднимается выше, затопляет постель. Вот тогда и спит Иван Ни- колаевич счастливым сном [1, с. 384] [4]». Во всех приведенных примерах Булгаков использует и прием олицетворе- ния, благодаря которому луна является действующим лицом, участвует в собы- тиях и, главное, оказывает свое влияние на происходящее. Природные символы солнца, луны, ветра, воздуха автор использует в тра- диционном метафорическом значении, что создает ощущение их узнаваемости и в то же время способствует созданию многомерного пространства, в котором от- ражены реалии давно прошедшего и настоящего времени: « Женщина <...> увела штору вверх, и в комнату через широкопетлистую и легкую решетку, доходящую до самого пола, хлынуло солнце [1, с.85]; <...> и солнце уже снижалось над Лы- сой Горой, но жар еще был невыносим, и солдаты в обоих оцеплениях страдали от него [1, с.168]; Небо над Москвой как бы выцвело, и совершенно отчетливо была видна в высоте полная луна, но еще не золотая, а белая [1, с.43]; Тут в ком- нату ворвался ветер, так что пламя свечей в канделябрах легло, тяжелая зана- веска на окне отодвинулась, распахнулось окно, и в далекой высоте открылась полная, но не утренняя, а полночная луна [1, с. 276]» и др. Журавлева обращает внимание на появление образа луны в романе при об- стоятельствах, сопровождающих жизнь героев, имеющих судьбоносное значе- ние, отмечая, что «образ луны играет в произведении чрезвычайно важную роль, причиной чему можно назвать целый ряд обстоятельств. Во-первых, в мифоло- гических и фольклорных традициях, которые находят в романе косвенное отра- жение, образ луны всегда связывался с оккультными силами и символизировал некое циклическое обновление, возрождение и в то же время нечто запредельное, недоступное человеческому осознанию и пониманию» [4]. Действительно, в лунную ночь происходит по народным поверьям шабаш ведьм, а в тексте романа – бал сатаны; луна является повелительницей фантазий и снов, способствует потере рассудка и нереальному восприятию действитель- ности (отсюда термин лунатик); в тексте – персонажи романа теряют рассудок и оказываются в клинике для душевнобольных; причем общение Ивана Бездом- ного и Мастера всегда происходит в лунном сиянии). В некоторых поверьях

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=