Молодежь и наука - третье тысячелетие: Материалы студенческой научно-практической конференции с международным участием

129 каждого учащегося. В соответствии с имеющейся в литературе нормой для под- ростков (150 мг) по результатам произведенных расчетов школьники в нашем исследовании распределились следующим образом: подавляющая часть обсле- дованных потребляет до 150 мг кофеина в сутки, и лишь 10,86 % учащихся – свыше 150 мг кофеина в сутки, что является превышением указанной выше нормы для данной возрастной категории учащихся. Следующим этапом нашей работы было определение величин показателей умственной работоспособности (УР) учащихся. Сначала мы определили значе- ния коэффициента точности выполнения задания (А) и коэффициент умственной продуктивности (Р) по таблице Анфимова у школьников. Большинство обследо- ванных (84 %) не прошли существующий порог норм для данной возрастной группы. Далее мы изучили показатели объема зрительной информации (Q) и ско- рости ее переработки (S) у школьников по кольцам Ландольта [5]. В результате обработки полученных данных мы определили, что только 25 % школьников прошли порог возрастных норм по показателю объема зрительной информации (Q), а у 75 % – вышеуказанные показатели ниже нормы. Далее мы исследовали показатель скорости переработки информации (S) у наших респондентов: у 55 % показатель находится в пределах нормы; у 45 % – ниже нормы. В наших иссле- дованиях это единственный показатель, по которому норму прошли больше по- ловины опрошенных. Лучшее выполнение пробы с кольцами Ландольта боль- шей частью обследованных школьников (55 %) в нашей работе можно объяснить произошедшим уже врабатыванием в деятельность и переходом уже в следую- щую более продуктивную фазу УР [1]; возникшим интересом в связи с необыч- ностью задания, особенностями подросткового возраста, а именно, обострением остроты зрения, увеличением поля зрения и т. д. Все это согласуется с имеющи- мися литературными данными [4]. Следующим этапом наших исследований было изучение возможной взаи- мосвязи количества употребляемых кофеинсодержащих напитков и показателей УР учащихся. Мы рассчитали средние значения (М) и стандартное отклонение (σ) установленных показателей УР обследованных школьников. Таблица 1 Результаты статистической обработки данных показателей УР обследованных школьников по сравнению с нормой Показатели Коэффициент точности выполнения задания ( А ) Коэффициент умственной продуктивности ( Р ) Объём зрительной информации ( Q ) Скорость зри- тельной обра- ботки инфор- мации ( S ) М± σ 0,833± 0,029 784,22 ± 65,232 361,23 ±14,94 1,099±0,05 Нормы для 13–15 лет 0,87 887 375 1,11

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=