Молодежь и наука - третье тысячелетие: Материалы студенческой научно-практической конференции с международным участием

128 Л. С. Сошнева Факультет естественных наук, V курс (очная форма обучения) Научный руководитель – М. В. Рымшина КОФЕИНСОДЕРЖАЩИЕ НАПИТКИ И ПОКАЗАТЕЛИ УМСТВЕННОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ История потребления кофеинсодержащих продуктов насчитывает не одно тысячелетие. Люди употребляли и продолжают все больше употреблять про- дукты, основным действующим веществом которых является кофеин - алкалоид пуринового ряда, стимулирующее действие которого приводит к повышению умственной и физической работоспособности, уменьшению усталости и сонли- вости. К наиболее часто употребляемым кофеинсодержащим продуктам относят чай, кофе, какао, шоколад, безалкогольные энергетические напитки. По данным НИИ питания РАМН средний ежедневный уровень потребле- ния кофеина в РФ составляет: для взрослых 18–44 года – 344,9 мг, подростков – 256,6 мг, что существенно превышают установленный безопасный уровень – 150 мг [3]. Согласно литературным данным основными источниками кофеина в диете подростков являются чай (62 %) и кофе (25 %), затем следуют напитки группы «кола» (7 %) и энергетические напитки (2 %). В диете взрослых потре- бителей чай составляет 54 %, кофе – 40 %, «кола» – 2 %, шоколад, лекарства, энергетические напитки – 1 % [2]. Целью настоящего исследования явилось изучение возможной взаимосвязи употребления кофеинсодержащих напитков и умственной работоспособности (УР) школьников. В исследовании приняли участие 100 учеников 8-х классов СОШ № 16 р.п. Первомайский Щекинского района Тульской области. Для решения поставленных задач использовались следующие методы: опре- деление показателей УР по методу корректурных проб с таблицами Анфимова, кольцами Ландольта и анкетно-опросный метод. Статистическая обработка дан- ных выполнялась в программе Sigma Plot 14.0 (Systat Softwore, Inc) с использо- ванием коэффициента корреляции Пирсона, статистически значимыми счита- лись различия при p<0,05. В результате проведенных исследований мы выявили предпочтения школь- ников на предмет кофеинсодержащих напитков в их рационе. Установлено, что более половины обследованных учащихся (57 %), предпочитают чай. 10 % уче- ников употребляют какао, 5 % – кофе, а энергетические и газированные напитки типа «Кока-Кола» предпочитают соответственно по 5 % учащихся, 18 % опро- шенных используют в своем рационе все вышеперечисленные напитки. Факт предпочтения чая школьниками в нашем исследовании, скорее всего, объясня- ется многовековыми русскими традициями семейного чаепития, к которым дети были приучены родителями. Кроме того, мы определили содержание кофеина в употребляемых школь- никами кофеинсодержащих напитках с учетом объема напитка и его марки для

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=