Молодежь и наука - третье тысячелетие: Материалы студенческой научно-практической конференции с международным участием

121 теля. Важно отметить и тот факт, что читательский интерес, на наш взгляд, дол- жен формироваться в условиях современного информационного общества, ка- ким и является подрастающее поколение. Чтение для ребёнка должно давать от- веты на социальные, экономические, политические, культурные вопросы, кото- рые возникают у детей еще в период младшего школьного возраста. Также мы обратились к понятию «читательская грамотность». Крылова О. В. даёт следующее толкование этому термину: «Читательская грамотность включает ряд компетенций – от базисного деко- дирования, знания слов, грамматики, структуры текста до знаний о мире. Чита- тельская грамотность также включает метакогнитивные компетенции: понима- ние своего непонимания, умение восстанавливать и поддерживать свое понима- ние на должном уровне. Желаемый уровень понимания зависит от задачи, кото- рую ставит перед собой читатель» [2, с. 71]. Как мы видим, представленный автор предлагает обширное определение понятию «читательская грамотность», акцентируя на важности ребёнка пони- мать тексты, а также научить современного школьника справляться с их непони- манием. На наш взгляд, читательская грамотность, во многом, формирует миро- воззрение подрастающего читателя, помогает ему справится с теми дилеммами, которые возникают у него в процессе его жизни. В представленном понятии также содержится информация о важности по- ставленной задачи, которая всегда должна ставится в процессе чтения. На наш взгляд, формирование читательской грамотности и заключается в том, чтобы научить ребёнка правильно ставить читательские задачи, а именно: почему ему необходимо прочитать эту книгу? для чего он читает тот или иной текст? может ли прочтение книги повлиять на его мировосприятие? и т. д. Как мы видим, ко- нечный результат формирования читательской грамотности видится нами в пра- вильной и трезвой постановке задач перед читателем, а также в мотивации школьника понимать или не понимать те или иные тексты. Во многом, читатель- ская грамотность помогает ребенку в выборе книг, выделении наиболее важной информации. Читательский интерес и читательская грамотность занимают особое место в жизни современных пятиклассников. Перейдя из начальной в среднюю школу, ученик может столкнуться с отсутствием мотивации чтения, трудностью и мас- штабностью тех текстов, которые предлагаются ему в рамках различных дисци- плин, особенно литературы. Перед учителем стоит ответственная задача в фор- мировании интереса и грамотности юного читателя, с целью популяризации пользы чтения. Так как пятиклассник только вливается в новую образовательную среду, педагогу стоит выработать комплекс методов и приёмов для того, чтобы школьник смог понять важность и ценность чтения не только как средства обу- чения, но и как возможности получить бесценный опыт, погрузиться в разные эпохи, а также научиться понимать окружающих. В рамках работы представим ряд методических и психологических реко- мендаций, которые могут пригодиться современному учителю для формирова- ния читательского интереса и читательской грамотности у пятиклассников:

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=