Молодежь и наука - третье тысячелетие: Материалы студенческой научно-практической конференции с международным участием

120 В. Д. Пузикова Факультет русской филологии и документоведения, II курс (заочная форма обучения) Научный руководитель – Л. В. Захарова МЕТОДИЧЕСКИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОГО ИНТЕРЕСА И ГРАМОТНОСТИ У ПЯТИКЛАССНИКОВ Сегодня вопрос о популяризации чтения среди подрастающего поколения занимает особое место в модернизации образовательного процесса, ведь именно художественные, публицистические и научные тексты дают ответы человеку на большое количество вопросов. Несмотря на то, что в школьной практике литера- тура и русский язык являются обязательными для изучения школьниками, перед современной педагогикой стоит важнейшая задача: не только дать фундамен- тальные знания в области языкознания и литературоведения, но и привить живой интерес к книге, как к источнику не только полезной информации, но и как к средству удовлетворения эстетических и культурных потребностей. Как заявляет кандидат филологических наук Севастопольского государ- ственного университета, Морозова Т. В, «значимость и ценность чтения в совре- менном информационном мире не теряет актуальности, потому продолжает оста- ваться предметом пристального изучения и научных дискуссий в социологии, психологии, культурологии, книговедении» [3, с. 80]. И действительно, интерес к чтению порождает и интерес к другим наукам и научным областям, которые, так или иначе, могут затрагиваться в произведении. Помимо всего прочего, ценность чтения заключается и в том, что именно оно помогает систематизировать накоп- ленные нами знания, а также развивает исследовательский потенциал. Несмотря на понимания важности интереса к чтению, в современном обще- стве возникла глобальная проблема в связи с отсутствием методического инстру- ментария, который бы мог полноценно обеспечить распространение читатель- ского интереса среди детей и подростков. В рамках исследования формирования у пятиклассников интереса к чтению стоит рассмотреть такие понятия, как «читательский интерес» и «читательская грамотность», так как именно эти термины наиболее часто фигурируют в норма- тивно-правовом аппарате Минпросвещения РФ касательно популяризации чте- ния современных школьников. По мнению Ю. В. Дрешес, читательский интерес – это «избирательно-поло- жительное отношение читателя к чтению произведений печати, эмоционально привлекательных или значительных для него в каком-то аспекте» [1, с. 364–365]. Мы согласны с мнением представленного автора, т. к. считаем, что особое место в понятии «читательский интерес» занимает эмоциональная привлекательность того или иного текста. Именно привлекательность книги может помочь ребёнку понять, что чтение – это не только приобретение новой информации, но и увле- кательный процесс, который затрагивает эмоциональную составляющую чита-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=