Молодежь и наука - третье тысячелетие: Материалы студенческой научно-практической конференции с международным участием

12 борьбу света и тьмы, небесных и хтонических сил» [Словарь символов и знаков]. Роман «Мастер и Маргарита» начинается с пейзажной зарисовки жаркого заката на Патриарших прудах, где символика жара может быть интерпретирована как образ пекла, ада: « В час жаркого весеннего заката на Патриарших прудах появилось двое граждан.<...> В тот час, когда уж, кажется, и сил не было дышать, когда солнце, раскалив Москву, в сухом тумане валилось куда-то за Садовое кольцо, ни- кто не пришел под липы, никто не сел на скамейку, пуста была аллея» [1, с. 7–8] . По мнению Воротынцевой, «в романе «Мастер и Маргарита» образ солнца совмещает апокалиптический и светско-философский варианты значения, объ- единенные мыслью о пагубности попрания нравственных основ для человека и мира»; «в процессе развития в прозе Булгакова образ солнца приобретает сим- волическое значение катастрофичности событий, происходящих в результате притупления нравственного начала в человеческом обществе» [3]. Луна как противоположное солнцу начало, в словаре символом определяется как «символ циклического ритма времени. Фазы зарождения, исчезновения и по- явления Луны на небосводе символизируют бессмертие и вечность» [Словарь сим- волов и знаков]. Как отмечает Воротынцева, «образ луны, имеющий давнюю куль- турно-историческую традицию в мировой мифологии, философии, литературе, в прозе М. Булгакова связан со сферой внутренней, духовной жизни человека» [3]. И солнце, и луна являются источником света. Солнце как символ активного мужского начало является основным источником света, а луна как пассивное, женское начало, отражает свет солнца. Символизируя внутреннее, женское, ин- туитивное начала, луна стала для Булгакова тем образом, который обращен к духовной гармонии: «Символическое содержание образа основано на автор- ском убеждении, что одно из важнейших условий и путей достижения гармонич- ного бытия человеком – обращение к его позитивно-духовным основам» [3]. Символика света, отраженная в образах луны и солнца, обращает нас к мысли о единстве и противоположности двух начал мироздания: «Символика света в художественном мире писателя образует своеобразную систему, в основу которой положена мысль о человеке как основе существования истории и вечно- сти. Личность, имеющая богатый духовный, творческий потенциал, неизменные нравственные позиции и ориентиры, ощущающая связь с предшествующими по- колениями, является залогом возможности противостояния самым страшным ис- торическим катаклизмам…» [3]. Роль пейзажа в художественном тексте всегда является не только средством выразительности языка и передачи эмоционального состояния автора, передаю- щегося и читателю, но и выполняет функцию создания идейно-художественной концепции произведения. В романе «Мастер и Маргарита» пейзаж везде насы- щен символическими значениями, участвует в создании художественного про- странства, символизирует те или иные смысловые концепты. О роли пейзажа в художественном произведении пишет С. Н. Нефедова, указывая на то, что пейзаж помогает воссоздать языковую картину мира писа- теля, поскольку, обращаясь к тем или иным реалиям, составляющим фрагмент художественной картины мира, автор, будучи творческой языковой личностью,

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=