Молодежь и наука - третье тысячелетие: Материалы студенческой научно-практической конференции с международным участием

118 Н. К. Прошкина Факультет иностранных языков, III курс (очная форма обучения) Научный руководитель – И. В. Щукина ФОРМИРОВАНИЕ ПУНКТУАЦИОННЫХ НАВЫКОВ НА УРОКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА Невозможно отрицать то общекультурное значение, которым обладает пунктуационная грамотность. Умение расставлять знаки препинания свидетель- ствует о глубоком понимании смысла текста, об осознанном подходе пишущего. Однако знаки препинания необходимы не только для понимания написан- ного. Одной из главных их задач является передача эмоций автора, его настрое- ния и даже характера. Советский и российский лингвист Дитмар Эльяшевич Розенталь определяет термин «пунктуация» как совокупность знаков препинания, используемых в письменной речи, а также собрание правил расстановки этих знаков [1, с. 365]. Говоря об особенностях обучения пунктуации, стоит заметить, что важно обучать этой стороне речи комплексно во избежание такого явления, как межъ- языковая интерференция. Для этого большое внимание следует уделить сопо- ставлению пунктуации двух языков – родного и изучаемого. Если обратимся к пунктуационным системам английского и русского язы- ков, с легкостью увидим, как схожи они во многих аспектах. Но существуют и принципиальные различия в этих системах. Приведем пример. В английском языке существует такой знак препинания, как апостроф – «’». В русском языке такого явления нет. В английской системе пунктуации заглавная буква относится к пунктуационным знакам. В русском языке – к правилам орфографии. Не менее существенным различием двух систем этих языков является то, что именно определяет большинство случаев употребления тех или иных знаков пунктуации. В русском языке грамотный пишущий всегда руководствуется пра- вилами синтаксиса, поскольку только они диктуют безошибочную постановку знаков. В английском всё иначе. В нём постановка знаков препинания определя- ется интонационными паузами, смыслом предложения чаще, чем синтаксиче- скими правилами. Говоря об обучении пунктуации, важно ставить целью формирование у уча- щихся пунктуационных навыков. Известно, что навык – основа успешной дея- тельности . Сергей Филиппович Шатилов называл три этапа формирования лю- бого навыка [3, с 29].: 1. ориентировочно-подготовительный – в контексте изучения пунктуации назовем его знакомством с пунктуационным явлением; 2. стереотипизирующе-ситуативный – на этом этапе происходит процесс отработки и тренировки явления; 3. варьирующее-ситуативный – на этом этапе изученное явление использу- ется учащимися в речи.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=