Молодежь и наука - третье тысячелетие: Материалы студенческой научно-практической конференции с международным участием

11 Добро и зло в романе представлены частями одной силы. Из этой фразы следует, что зло, являясь силой, часто представляет другую сторону своей сущ- ности – добро, ибо совершает благо. Семантика понятий «добро», «благо» и «зло» основаны на противополож- ных значениях: «ДОБРО – нечто положительное, хорошее, полезное, противопо- ложное злу; добрый поступок. Желать добра кому-н.; БЛАГ0 – добро, благопо- лучие. Стремление к общему благу; ЗЛО – нечто дурное, вредное, противопо- ложное добру; злой поступок. Причинить зло кому-н.» [Ожегов: 1996]. Толкование слов «добро» и «зло» основано на противопоставлении их зна- чений. «Благо» – синоним понятия «добро». В эпиграфе благо , точнее – совершение блага – оказывается объединяю- щим понятий добра и зла. Благо нейтрализует оппозицию добра и зла, снимает напряжение в их борьбе друг с другом. Если относиться к эпиграфу как к некой программе развития сюжета, то роман Булгакова можно считать романом о добре и зле. Образы добра и зла реа- лизованы в художественном пространстве романа, в том числе и в символике пейзажа. Начало романа ознаменовано явлением зла, приближение которого отра- жено в описании состояния природы на Патриарших прудах: действие происхо- дит весной «в час небывало жаркого заката»; автор отмечает «первую стран- ность этого страшного майского вечера» – « пуста была аллея…»; «Берлиоза охватил необоснованный, но столь сильный страх , что ему захотелось тотчас же бежать с Патриарших без оглядки» [1, с. 8]. Лексика описания летнего вечера символизирует картину ада, что позволяет считать, что автор тем самым преду- преждает о появлении материализованной формы зла. Тот факт, что «гражданин престранного вида» «соткался» из знойного гу- стого воздуха позволяет вспомнить толкование зла С. Булгаковым, который по- нятие хаос соотносил с понятием ничто: «Ничто не ощущалось в мире как акту- альный принцип мироздания, но пребывало как его темная, немая основа. …Та- ким образом, возможность зла и греха, как актуализации ничто , была заранее дана в мироздании...» [2, с. 226]. В описании Понтия Пилата автор активно применяет ольфакторную лек- сику, свидетельствующую о том, что все окружающее пространство и внутрен- ний мир проникнуты ощущением зла: «Более всего на свете прокуратор ненави- дел запах розового масла… Прокуратору казалось, что розовый запах источают кипарисы и пальмы в саду, что к запаху кожи и конвоя примешивается проклятая розовая струя» [1,с. 19]. Противопоставление добра и зла выражено в символике розового запаха, одного из самых благовонных запахов, – и тот факт, что запах розового масла вызывает ненависть Понтия Пилата, символизирует то, что в душе героя царят зло и ненависть. Символика борьбы добра и зла просматривается и в оппозиции луны и солнца. Солнце, которое, с одной стороны, является источником света, с другой, – символизирует силу огня, жара. «Солнце в борьбе со змеей символизирует

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=