Молодежь и наука - третье тысячелетие: Материалы студенческой научно-практической конференции с международным участием

107 А. П. Петрова Факультет математики, физики и информатики, I курс магистратуры (очная форма обучения) Научный руководитель – И. Н. Балаба ОРГАНИЗАЦИЯ ЭФФЕКТИВНОЙ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ИХ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ Школа – особый этап в жизни ребёнка, который связан с формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятель- ности. Современные требования к обучению ставят новые задачи и перед учите- лем: не пассивное участие учащихся в уроке, а формирование умения работать самостоятельно, развитие творческого мышления, способности прогнозировать свою деятельность. Одна из важнейших задач учителя – включение учащихся в творческую деятельность, увеличение доли их самостоятельности. Учитель стал ориентироваться, во-первых, на создание принципиально новой модели об- разования, которая ориентирована на результат, во-вторых, на создание условий для реализации концепции «Обучение в течение всей жизни». Функциональная грамотность – явление метапредметное, и поэтому она формируется при изучении всех школьных дисциплин, в том числе и матема- тики. Понятие «функциональная грамотность» применительно к математике предполагает владение умениями: выявлять проблемы, возникающие в окружа- ющем мире, решаемые посредством математических знаний, решать их, исполь- зуя математические знания и методы, обосновывать полученные решения путем математических суждений, анализировать использованные методы решения и интерпретировать полученные результаты с учетом поставленной задачи [2] . Функциональная грамотность учащихся может формироваться с помощью компетентностно-ориентированных заданий (задачи, предлагаемые междуна- родной программой по оценке образовательных достижений учащихся PISA); интегрированных заданий (математика-информатика, физика-математика, эко- номика-математика, астрономия-математика, география-математика); информа- ционных технологий (персональный сайт учителя, дистанционные конкурсы, олимпиады, веб-квесты). Рассмотрим этапы формирования функциональной грамотности на заня- тиях по математике в основной школе. В 5–6 классах важно научить детей гибкому чтению. Задания к упражнениям по степени сложности могут быть разными: определять главное и второстепенное в тексте задачи; уметь формулировать вопросы по данным задачи (текста); состав- лять задачи по схеме (рисунку), используя частичные данные; вычленять новую ин- формацию из текста и сформировать ее главную мысль по отношению к тексту. В 7-м классе работа по овладению функциональной грамотностью продол- жается: задания к упражнениям усложняются. На данном этапе необходимо раз-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=