Молодежь и наука - третье тысячелетие: Материалы студенческой научно-практической конференции с международным участием

105 части единого целого, как сухие факты человеческого бытия. И чтобы покинуть дом, герою нужно открыть дверь, т.е. распахнуть свое сердце, а сделать это можно лишь с помощью веры и любви: «Ключ к северу лежит там, где никто не ищет, / Ключ к северу ждет между биениями сердца» [6, с. 401]. Образ Вороники завораживающий и многогранный. Впервые она появля- ется в песне стоящей на крыльце. Исходя из вышесказанного, можно сделать вы- вод, что Вороника – гость из потустороннего мира, существо небытия. С первого взгляда пространство небытия может показаться человеку пугающим, но присут- ствие в тексте слова «утро» опровергает это предположение: «В доме далеко до утра» [6, с. 400], «...Но там только утро и тени твоего лица» [6, с. 400]. Утро как символ гармонии, рождения и благодати не может оттолкнуть от себя, и лириче- ский герой ясно понимает это, говоря: «Я не вижу причин, чтобы быть осторож- ным - / В доме зверь, Вороника на крыльце» [6, с. 400]. Вороника и зверь - яркая антитеза, расставляющая приоритеты героя. Место появления Вороники также немаловажно. Крыльцо находится вне дома, но все ещё является его частью. Это указывает на близость Вороники к человеку, их тесную взаимосвязь. Она может ступить на земную поверхность, потому что открыта ему, в то время как он нахо- дится по ту сторону стекла, которое не в силах разбить. Строка «…она по ту сто- рону стекла…» [6, с. 400] созвучна с другой песней Бориса Борисовича Гребен- щикова «С той стороны зеркального стекла», названием которой послужила строчка из стихотворения Арсения Тарковского «Первые свидания»: «Ты была/ Смелей и легче птичьего крыла, / По лестнице, как головокруженье, / Через сту- пень сбегала и вела / Сквозь влажную сирень в свои владенья / С той стороны зеркального стекла» [11, с. 217]. Проводя параллель между этим стихотворением и песней «Северный цвет», можно отметить схожий мотив сошествия неба на землю, особенно это заметно в строках: «Оторвись от земли Северный цвет; / Ты знаешь, как должно быть в конце; / Отпои меня нежностью своей подвенечной земли» [6, с. 400], где Северный цвет – это Вороника, а в словосочетании «твоя подвенечная земля» скрыты образы Бога-жениха и церкви-невесты. Исследуя образ Вороники, стоит обратиться и к другим его значениям. Во- роника или Водяника – это хвойное вечнозелёное растение, которое получило свое название из-за темно фиолетового цвета ягод, обладает целительными свойствами. Кроме Вороники в тексте встречаются и такие собственные имена, как Северный цвет и Север. В данном тексте они являются синонимами, раз- ными именами, называющими единого Бога. Ягода Вороника характеризует Бога как исцеляющего; Север – обитель Бога, рай; Северный цвет или северный цветок - Вороника, а значит Бог. О божественном происхождении Вороники также свидетельствуют строки, взятые из библейских текстов, такие как: «Но Он сказал им в ответ: сказываю вам, что если они умолкнут, то камни возо- пиют» [1, с. 873]. Интересно, что при обращении к Богу лирический герой ис- пользует формы местоимения «ты», будто чувствует, что границ между ними на самом деле не существует. Важно отметить то, что автор использует лексему «север» для выражения божественного, в то время как в других его песнях это слово обычно означает

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=