Молодежь и наука - третье тысячелетие: Материалы студенческой научно-практической конференции с международным участием

104 С. Д. Насонова Факультет русской филологии и документоведения, III курс (очная форма обучения) Научный руководитель – В. И. Абрамова ОБРАЗЫ-СИМВОЛЫ В ТЕКСТЕ Б. Б. ГРЕБЕНЩИКОВА «СЕВЕРНЫЙ ЦВЕТ» Творчество Бориса Гребенщикова удивляет поднятыми темами и новыми ин- терпретациями. Лидер группы «Аквариум» в своих песнях часто обращается к ре- лигиозным вопросам. В этом смысле альбом «Сестра Хаоса» стоит особняком, а песня «Северный цвет» является ключом к пониманию всего альбома, в котором музыкант актуализировал такие архаичные жанры, как молитва и исповедь. Основное действие песни происходит внутри дома. Дом – центр мира, про- странство, созданное из хаоса. Мы четко ощущаем его, можем представить, в то время как то, что происходит вне его, кажется искаженным и помутневшим, без- временным и безпространственным. Мы не слышим звуков, не видим деталей пейзажа, лишь Воронику, стоящую на крыльце. С этой точки зрения дом – стена, разделяющая бытие от небытия. Интересно рассмотреть дом как концепцию трехчастного строения мира, где его нижняя часть - навь, подземный мир; средняя – явь, земной мир; верхняя - правь, мир небесный. Исходя из текста, можно предположить, что лирический герой находится в средней части дома, т. е. в яви, вместе с ангелом и зверем. Именно эти образы описывают человеческое бытие, его противоречивость. Ан- гел - символ божественного начала в человеке, это свет и вера; зверь - символ земного, грешного, это темнота и страсти. Не случайным кажется выбор автора в пользу слова «зверь», с таким же успехом он мог бы употребить слово «демон» как наиболее логичный антоним к «ангелу», но в лексеме «зверь» мы точно чув- ствуем значение обыденности и приземленности. Значит дом - человеческая жизнь. В песне явно звучит мотив желания героя покинуть дом, вырваться к Во- ронике, сбросить с себя оковы земного, но сделать это с закрытыми глазами не- возможно. Внутри дома человек слеп, он будто на ощупь пытается найти дверь, но путает ее с окном, пространство для него искажается, у него отсутствует орган чувств, которым он может воспринять духовный мир: «Вороника на крыльце, / Она по ту сторону стекла. / И я бы открыл ей, / Если бы я знал, где здесь дверь» [6, с. 400]. Таким образом, дом – пространство человеческого бытия, со всех сторон окруженное небытием, отделенное от него прозрачной стеной, разбить которую очень трудно, несмотря на ее хрупкость. Эта грань тонкая для того, чьи глаза открыты, он с легкостью может перенестись туда. Но у человека, пораженного духовной слепотой, истины размыты. Герой не чувствует настоящих, естествен- ных, первичных свойств вещей, он знает лишь те поверхностные стороны, что навязала ему человеческая жизнь. В контексте данного произведение дом, также, может являться образом человеческого сердца, которое вмещает в себя и ангела, и зверя. Интересно, что в песне нет мотива их борьбы, они воспринимаются как

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=