Молодежь и наука - третье тысячелетие: Материалы студенческой научно-практической конференции с международным участием

10 П. А. Алексенко Факультет русской филологии и документоведения, V курс (очная форма обучения) Научный руководитель – Л. В. Захарова СИМВОЛИКА ПЕЙЗАЖА В РОМАНЕ М. А. БУЛГАКОВА «МАСТЕР И МАРГАРИТА» Творчество Михаила Афанасьевича Булгакова (1891–1940) занимает одно из значимых мест в русской литературе. Его фигура по праву считается знаковой для понимания историко-культурного и литературного процессов в России 1-ой пол. ХХ в. На язык и стиль Булгакова оказали заметное влияние модернистские тен- денции в литературе начала ХХ в., традиции сатирической русской литературы, ее гротескность, социальная направленность от Гоголя до Чехова, а также реали- стические традиции классиков русской литературы. Литературные искания эпохи начала ХХ века, несомненно, оказали большое влияние на творчество Бул- гакова, особенно символизм и мистические тенденции Серебряного века в це- лом. Обращение Булгакова к символике слова объясняется не только тенденци- ями эпохи, но и пониманием того, что символ обладает, по замечанию Ю. Лот- мана, огромной «культурно-смысловой емкостью», «большим количеством смысловых потенций», «смыслового резерва» [Лотман: 1992, 193]. А. Ф. Лосев определяет символ как «обобщение, зовущее за пределы этой вещи и намечаю- щее огромный ряд ее разнородных перевоплощений», создающий «бесконечную смысловую перспективу» [Лосев: 1973, 197]. В «Словаре литературоведческих терминов» Л. Тимофеева и С. Тураева символ трактуют как один из тропов, содержащих скрытое сравнение, связь с явлениями быта, с историей, сказаниями, верованиями и т. д. [Словарь литера- туроведческих терминов: 1974]. Исследуя символику образов в прозе М. А. Булгакова, Т. Л. Воротынцева трактует символ «как категорию поэтики, наделенную семантической много- значностью, которая может быть выявлена в контексте отдельного произведе- ния, нескольких произведений…, художественной системы…, в историко-куль- турном контексте» [3]. Роман «Мастер и Маргарита» можно назвать романом о борьбе добра и зла. В решении проблемы добра и зла Булгаков следует философским и литератур- ным традициям, сложившимся в отечественной мысли в XIX веке. Категории добра и зла мыслителями часто рассматриваются в соотнесении с категориями греха и добродетели и как нравственно-этическая ценность. Диалектика борьбы добра и зла в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» воплощается на ми- стическом уровне. Оно представлено реально существующей, по крайней мере, в образном плане романа, нечистой силой. Первая репрезентация борьбы добра и зла представлена в эпиграфе, в каче- стве которого взяты слова из «Фауста» Гёте: « ...Так кто ж ты, наконец? – Я – часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо» [1, с. 7] .

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=