Молодежь и наука - третье тысячелетие: Материалы студенческой научно-практической конференции с международным участием

84 с доводами, которые приводит Кант в «Критике чистого разума» в главе «О мне- нии, знании вере». Он говорит, что «В чисто практическом отношении теорети- чески недостаточное признание истинности суждения может быть названо ве- рой» [8, с. 30]. Сомнение, как нам кажется, неотделимая часть веры. Это постоянная актив- ность человека, состоящая из постановки вопросов и поисков ответов на них. Верить, не вопрошая, нельзя. Факт колебания и раздумья не исключает веру, а подкрепляет ее. Таким образом, жизнь верящего – вечный поиск, который пре- кратится если человек умрет или перестанет верить. Но как определить вопросы веры? Они по Канту выделяются по критерию пари. Нужно задать верящему во- прос: на что готов спорить он о нечто неподтвержденном в объективном порядке. Если он не задумываясь ставит на кон счастье всей своей жизни – то мы говорим о вопросе морального интереса или вопросе веры. Ведь от него зависит, сло- жится ли гармоничное мировоззрение и наполнится ли жизнь смыслом. Левин осознает, что он продолжает верить, несмотря, на противоречия, которые явно видит: «Неужели это вера? – подумал он, боясь верить своему счастью. – Боже мой, благодарю тебя!» – проговорил он, проглатывая поднимавшиеся рыданья и вытирая обеими руками слезы» [1, с. 394]. Пройдя круги ада, он приходит к жизни, в самом полном ее смысле. До этого момента он был мертв. «Смерти противостоит не жизнь, а рождение» [9, 173]; слезы Левина – крик ребенка, только что появившегося на свет. Толстой ставит знак равно между жизнью (под- линной, настоящей) и верой. Кризис Константина Дмитриевича мог иметь и дру- гой исход. Без осознания истины, открывшейся ему в вере, он ступил бы на путь эгоизма и даже гедонизма: «Что бы я был такое и как бы прожил свою жизнь, если б не имел этих верований, не знал, что надо жить для Бога, а не для своих нужд? Я бы грабил, лгал, убивал» [1, с. 391]. Но Левин направляет себя в русло духовно-нравственных добродетелей: любви как неотъемлемой части боже- ственности Абсолюта, добра как высшего смысла существования, веры как сле- дования моральным законам. Вера тесно сплетена с его нравственными убежде- ниями, что потерять ее равносильно утрате собственной личности. Обретение са- мого себя – вот финал катарсиса героя. Чем же так замечателен Левин? Почему так много статей уже написано о нем? Читателю наскучат Анна, Вронский, Долли и Китти, но он никогда не потеряет ин- терес к Левину. Герой все время меняется, эволюционирует, совершенствуется. Он – пример интроспекции не просто любого думающего, но мыслящего человека. Он, как и каждый из нас, вынужден был пройти свой путь духовного роста лично без чьей-либо помощи. Период экзистенциального кризиса подводит к концу процесс взросления и становления личности Левина. От эгоистического взгляда он подни- мается на новую ступень развития. Получив моральную уверенность в существова- нии Бога, он находит свой смысл бытия, он становится автором своей жизни. Литература 1. Толстой, Л. Н. Анна Каренина: Роман. В 8 ч. – М.: Моск. рабочий, 1984. – Ч. 5–8.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=