Молодежь и наука - третье тысячелетие: Материалы студенческой научно-практической конференции с международным участием

80 М. В. Зенкова Факультет русской филологии и документоведения, II курс (очная форма обучения) Научный руководитель – Е. Н. Чеснова ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЕ ПОИСКИ И ДУХОВНЫЙ РОСТ ГЕРОЕВ РОМАНА Л. Н. ТОЛСТОГО «АННА КАРЕНИНА» (на примере К. Д. Левина) Яркие, жизненные образы романа «Анна Каренина» надолго остаются в па- мяти. Особенно интересен читателю Константин Дмитриевич Левин как разви- вающаяся, ищущая правду личность. Что же помогло автору создать такой жи- вой образ? Прототипом Левина был сам Толстой. Константин Дмитриевич – про- винциальный помещик, тридцати двух лет, представитель московского дворян- ского рода. Левин серьезно увлечен хозяйствованием в своем имении. Но за при- вычной рутиной и ежедневными заботами таится интенсивный внутренний труд героя, беспрерывные духовные поиски. Вот почему его внутренний мир эволю- ционирует на протяжении всего романа. Левин постоянно отвергает одни свои решения во имя других. Это заметно не только читателю, но и окружению героя. Однажды Стива Облонский говорит Левину: «Эге! Да, ты, я вижу, опять в новой фазе». Эта фраза взята из жизни писателя. Она была адресована Л. Толстому его приятелем, бароном Ферзен. В письме от 10 июня 1851 года он говорит Льву Николаевичу: «Интересно знать, в какой ты теперь фазе» [3, гл. 4]. Но почему «счастливый семьянин, здоровый человек, Левин был настолько раз близок к самоубийству, что спрятал шнурок, чтобы не повеситься на нем, и боялся ходить с ружьем, чтобы не застрелиться» [1, с. 383]? Как же объяснить внезапную суицидальную наклонность Левина? Он не болен, реализуется и как муж, и как хозяин поместья, вполне обеспечен фи- нансово и окружен любящими людьми, которым он дорог. В работе П. А. Соро- кина «Самоубийство, как общественное явление» есть фраза: «самоубийство – явление настолько странное, настолько необычное по своей природе, что заслу- живает самого тщательного изучения…» [5, с.104]. Но следствие без причины – абсурд. Как объяснить кризис героя, длившийся около двух лет? Причиной можно считать неудовлетворенность Константина Дмитриевича своей жизнью. Левин должен выполнять определенные социальные роли, под- страиваться под мнение общества, соответствовать ожиданиям своего окружения. Условиями, которые во взаимодействии с причинами определяют возник- новение следствия, можно считать новую семейную жизнь Левина. Этот новый этап ознаменовался не только радостью, но и разочарованием: «Он был счастлив, но совсем не так, как ожидал. На каждом шагу он находил разочарование в преж- них мечтах и новое неожиданное очарование» [1, c. 49]. Толстой даже предлагает необычную метафору: восхищаться плывущей лодочкой, стоя на берегу – это одно дело, но быть в ней и с усилием грести веслами – совсем другое. Но ни «мелочная озабоченность Кити», ни первые ссоры не могли привести к столь глубокому кризису. Можно сказать, что они лишь подготовили для него почву.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=