Молодежь и наука - третье тысячелетие: Материалы студенческой научно-практической конференции с международным участием

76 – ЗСН должна включать привычные ассоциации, понятные контексты для учащихся определенного возраста; – ЗСН должна иметь комфортную для восприятия учениками форму и худо- жественную простоту представления даже сложного, объемного знания; – ЗСН должна учитывать разумность масштаба знаково-символических средств, особенно, если они создаются учениками. Следует ориентировать уче- ников на масштаб не меньше А4, а также обсудить с ними особые требования к подготовке презентаций своих творческих работ. Согласно современным исследованиям [1], [2], [4], введение и активное ис- пользование знаково-символической наглядности не может осуществляться без оптимального учета возраста обучающихся и уровня развития их пространствен- ного мышления. Так, при проведении демонстраций на уроках физики следует обеспечить точность согласования использованных наглядных средств с содер- жанием материала, дидактическими характеристиками передаваемой к ученикам и от учеников информации. Также должно быть обеспечено соответствие ЗСН целям и задачам обучения физике с учётом возрастных особенностей обучаемых. В экспериментальном преподавании уроки физики были проведены в 7 классе. В связи с этим нами были учтены положения, изложенные исследователем Вол- ковым Б. С.: «Существуют различия в мышлении подростков. Одни с эмпириче- ским мышлением познают предметы и явления на основе сравнения, ориентиру- ясь на внешние особенности учебного материала. Цель – запомнить всё – для них осталась главной. Другие - с теоретическим мышлением познают предметы и яв- ления на основе содержательного анализа, вскрывают внутренние зависимости предметов, выделяя закономерности, преобразуют мнемическую задачу в позна- вательную. В подростковом возрасте происходит интеллектуализация процессов восприятия. Это необходимое условие успешности усвоения учебного матери- ала, в том числе, наглядного: чертежей, схем, рисунков, моделей в целях их со- держательного анализа» [2, с. 38]. В соответствии со сказанным выше, можно утверждать, что систематически организованная учителем деятельность семиклассников с ЗСН в процессе обуче- ния физике способствует достижению учащимися следующих результатов: уве- ренному усвоению физических понятий, законов в процессе их наглядного пред- ставления, кодирования в вербальную форму и последующего декодирования информации учениками. Например, ученики данного класса могли уверенно по опорному конспекту учебного материала с включением формул описывать его главные характеристики: понятия, законы, принципы и т. д. в устной или пись- менной форме. Однако, существуют трудности для семиклассников в понимании, при- нятии, овладении сутью тех физических объектов, которые связаны ЗСН: ре- бята не видят за символами, графиками, таблицами, формулами реальных (или модельных) физических объектов, к сожалению, очень часто не пони- мают физического смысла приведенных схем. Такое положение дел суще- ственно затрудняет получение планируемого результата обучения физике.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=