Молодежь и наука - третье тысячелетие: Материалы студенческой научно-практической конференции с международным участием

75 чтение получению от школы предметных знаний и не придают должного вни- мания целенаправленному формированию и развитию универсальных учебных умений, а также и личностному росту обучающихся. А, как известно, важны именно те универсальные умения, которые позволят человеку успешно осваи- вать новое на протяжении всей жизни. На наш взгляд, педагогами не в полной мере оцениваются возможности по- средством знаково-символической наглядности включать учащихся в такую по- знавательную деятельность, которая будет способствовать формированию у них научного, диалектического, критического мышления. Пристальное внимание к разработке ЗСН и постоянное включение ЗСН в учебном процессе позволило наблюдать нам тот факт, что ученики оказываются способными оценивать спе- цифику, преимущества и достоинства разнообразных (эмпирических, теоретиче- ских и практических) знаний. Использование знаково-символической наглядно- сти в различных видах учебных занятий по физике важно не только потому, что приобретаемые предметные знания становятся осмысленными, более прочными, но и потому, что у ребят формируется желание учиться, они начинают проявлять интерес к заданиям за страницами учебника. Кроме того, в процессе производ- ственной практики мы наблюдали рост активности учеников эксперименталь- ного класса в деловом общении, когда они совместно выполняли творческое за- дание. При этом каждый ученик имел возможность проявить свои творческие способности и, тем самым, продвигаться по пути достижения своих (личност- ных, предметных, метапредметных) результатов обучения. Особую роль зна- ково-символической наглядности, используемой на всех этапах занятий, стоит отметить для достижения учащимися планируемых метапредметных результа- тов обучения (УУД) в ходе уроков физики. Педагогические наблюдения показы- вают, что ряд метапредметных УУД успешно формируются в основной школе и развиваются в дальнейшем в процессе обучения физике при системной (уроч- ной и внеурочной) работе учащихся со знаково-символическими наглядными средствами. Особо следует выделить такие умения, как: умение работать с тек- стом, критически перерабатывать и уверенно, грамотно интерпретировать учеб- ную информацию, выделять главное, а также целесообразно использовать ИКТ- технологии для процесса овладения новым, углубленным, межпредметным и ме- тапредметным знанием. Методически важно выделить основные характеристики, которыми должны обладать средства ЗСН для наиболее плодотворного их применения. На наш взгляд, отбор средств знаково-символической наглядности следует вести с уче- том следующих характеристик: – знаки и символы должны обеспечивать кодирование только существенно важной учебной информации; – ЗСН должна иметь минимальное количество знаков и символов без потери сути учебного материала; – ЗСН должна объединить краткость структур и логику последовательности включаемых элементов знания;

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=