Молодежь и наука - третье тысячелетие: Материалы студенческой научно-практической конференции с международным участием

74 А. А. Жуликова Факультет математики, физики и информатики, IV курс (очная форма обучения) Научный руководитель – Н. Л. Плешакова МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗНАКОВО-СИМВОЛИЧЕСКОЙ НАГЛЯДНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ФИЗИКЕ В ШКОЛЕ В Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС ОО) общего образования, примерных программах и других нормативных докумен- тах, обеспечивающих реализацию задач изучения в школе предмета «Физика», знаково-символическая наглядность фиксируется в качестве средства, активно способствующего формированию и развитию различных универсальных учеб- ных действий (УУД) обучающихся. В соответствии с требованиями ФГОС об- щего образования, учитель должен решить, как приоритетную, задачу обеспече- ния реализации системно-деятельностного подхода в обучении. В организаци- онно-дидактической структуре занятия по физике педагог предусматривает, как неотъемлемый компонент любого урока, деятельность учащихся с различными средствами знаково-символической наглядности. [8] В психолого-педагогической литературе вопросам использования знаково- символической наглядности в процессе обучения посвящены исследования Афо- нина И. Д. [1], Волкова Б. С., [2], Выготского Л. С. [3], Ефремова О. Ю. [4], Зан- кова Л. В. [5], Леонтьева А. Н. [6], Эльконина Д. Б. [7] и др. В трудах ученых рассматривается и определяется роль знаков, как тех средств обучения, которые являются эффективными при организации успешной познавательной деятельно- сти учащихся. При этом исследователи выделили особенности процессов, с по- мощью которых перекодирование различных видов информации: будь то пись- менное (текст, таблица, график и т. д.), или устное слово, заметным образом об- легчает процессы восприятия, понимания, и присвоения, обретения человеком. Применение знаково-символической наглядности (ЗСН) в процессе обучения, по мнению психологов, способствует формированию и развитию логического, образ- ного мышления учащихся. Кроме того, систематическая проработка учителем раз- нообразных возможностей ЗСН чрезвычайно важна для понимания и усвоения ма- териала в условиях изучения непрерывного потока информации, сложных поня- тий, модельных представлений, и, кроме того, способствует снижению зритель- ной нагрузки. Это особенно важно в условиях профильного обучения физике, ко- гда объем и сложность изучаемого учебного материала значительно возрастают. На данный момент, в период функционирования общеобразовательной про- фильной школы, перед учителем, методистом стоит задача построения такой ме- тодики обучения школьников, которая позволит достичь планируемого триеди- ного результата обучения: предметного, метапредметного и личностного. К со- жалению, результаты анкетирования, интервьюирования, собеседований, прове- денных в период производственной практики и самостоятельной педагогической деятельности, показали, что немало родителей и даже учителей отдают предпо-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=