Молодежь и наука - третье тысячелетие: Материалы студенческой научно-практической конференции с международным участием

7 около 200 самоубийств среди детей и 1,500 среди подростков. На каждые 100 тысяч детей 10-14 лет приходится 2,5 суицида, среди подростков 15–19 лет – 16,3. Среднемировой показатель ниже в три раза. К сожалению, положительных тенденций в этой области не наблюдается. Суицидальный риск возрастает и достигает своего максимума в пубертат- ный период, при наступлении кризиса подросткового возраста (по Выготскому продолжительность подросткового возраста варьируется от 11 до 20 лет). Суи- цидальные мысли возникают у 30 % подростков, 6 % юношей и 10 % девушек совершают суицидальные действия. Однако, оффициальных данных по количе- ству попыток самоубийств нет. К сожалению тенденция по увелечению количе- ства, как попыток суицида, так и суицида как такового растет, и не только среди подростков но и среди детей в возрасте от 5–12 лет. Почему же специалисты выделяют детскую и подростковую суицидологию как отдельную самостоятельную область знаний? Чем отличается детский суи- цид от суицида взрослого человека? Разница в том, как людьми разных возрастных периодов воспринимается смерть. Дети понимают ее абстрактно, как что-то наподобие сна, не проектируя это явление на самих себя. Само понятие смерти возникает в сознании детей в 2–3 года, и совершенно не вызывает страха. В дошкольном возрасте дети не считают смерть концом жизни, даже грусть, вызванная потерей близкого чело- века, быстро проходит. В младшем школьном возрасте смерть кажется малове- роятной, не необратимой. Ближе к подростковому возрасту смерть перестает восприниматься, как временное явление, появляется понимание объективного факта смерти. Однако, несмотря на то, что к подростковому возрасту концепция смерти детей приближается к концепции смерти взрослых, суицидальное поведение подростков несет возрастное своеобразие – спецификой физиологических и пси- хологических механизмов. Непосредственному суициду предшествует суицидальный синдром, перетека- ющий в суицидальное действие в сумме это называют суицидальным поведением. Андрей Евгеньевич Личко (психиатр, доктор медицинских наук) выделяет три типа суицидального поведения: истинное, демонстративное и аффективное. Истинное суицидальное поведение отличается долгосрочностью, вынаши- ванием навязчивой идеи, намерениями ее скрыть, во избежание помех в ее реа- лизации. К истинному суицидальному поведению обычно приводит длительная и тяжелая психическая травматизация. Данное поведение чаще всего наблюда- ется у сенситивных и циклоидных, то есть находящихся в депрессивной фазе, подростков. Демонстративное суицидальное поведение обуславливается зачастую недо- статком внимания, к самому себе или к ситуации, в которой он оказался, желание вызвать сочувствие и избежать возможного наказания за проступок. При демон- стративном суицидальном поведении ребенок может прибегнуть к суицидаль- ному шантажу, из-за размытого понимания степени опасности, техническая ошибка может привести к смертельному исходу.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=