Молодежь и наука - третье тысячелетие: Материалы студенческой научно-практической конференции с международным участием

50 Д. В. Гензе Факультет иностранных языков, II курс (очная форма обучения) Научный руководитель - Ю. В. Назарова ОТНОШЕНИЕ К САМОУБИЙСТВУ В ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ Самоубийство – одна из самых важных проблем современности, та про- блема, которую не просто исследовать и о которой не просто вообще говорить в силу ее табуированности в обществе и СМИ. Существует множество психоло- гических, биологических, социальных, экономических причин и обстоятельств, побуждающих человека лишить себя жизни. Нелегко справиться с жизненными трудностями, поэтому, когда они становятся совершенно невыносимыми, люди прерывают свою жизнь, однако часто забывая, что для их знакомых и близких их уход станет сильным психологическим ударом и может привести к серьезным проблемам психики. Семья и друзья могут по-разному переносить утрату, но как общество относится к подобному социальному явлению и как менялось это от- ношение сквозь историю философии? В Античности как эпохе расцвета философии старались придерживаться добродетелей и искать меру своих страстей, поэтому не ударялись в отчаяние и тоску и не поддавались бесшабашности и разудалости - мерой скорби и печали была грусть, к ней и стремились древнегреческие философы. Что касается самого самоубийства, то оно было видом смертной казни на законодательном уровне, а в Древней Греции законы уважались и почитались и их блюли и охраняли жи- тели полиса. В пример можно привести суд над Сократом. Обвиненный в развра- щении молодого поколения великий философ не сбежал от наказания, имея та- кую возможность, он принял свой приговор и предпочтя яд ножу, выпил отрав- ляющую жидкость, что требовал от него закон, - таким образом, самоубийство признавалось как мера наказания и к нему прибегали в случае законодательной необходимости. Говоря об античной философии стоит также упомянуть философское уче- ние Эпикура, который определял счастье как отсутствие страданий и страхов. Страдание может нейтрализоваться удовольствием от "без-болия", от "нечув- ствия" боли, от безмятежности - атараксией. Страх же можно побороть силой философского мышления, и конкретно страх перед смертью эпикурейцы обозна- чали как необоснованный, так как со смертью тела рассеивается и наше сознание, происходит растворение в ничто, происходит ничто. Именно поэтому страх пе- ред смертью был непопулярен, потому что ценилось качество жизни, а не ее про- должительность. Христианская же философия имела четкую позицию по отношению к дан- ному вопросу: самоубийство – это тяжкий, непрощаемый, смертельный грех. Та- кое положение руководствуется двумя основаниями: человек создан по образу и подобию Божию и жизнь есть Божий дар, который человек не имеет права от- нимать, так как жизнь принадлежит не человеку, а Богу Творцу. Все, что есть

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=