Молодежь и наука - третье тысячелетие: Материалы студенческой научно-практической конференции с международным участием

48 Информатика как учебный предмет дает широкие возможности для форми- рования навыков проектной деятельности, для развития познавательной актив- ности учащихся и формирования ключевых компетенций. При изучении темы «Базы данных» обучающиеся знакомятся только с эле- ментарными понятиями и способами организации простой базы данных, измене- нии её структуры, поиску и сортировки данных. В текущий момент, когда информационное развитие продолжает наращи- вать свои темпы, профессия инженера-проектировщика баз данных на рынке труда становится одной особенно актуальных специальностей. Умение проекти- ровать базы данных даст возможность учащимся легко адаптироваться в совре- менном социуме. Следственно освоение темы «Базы данных» наиболее эффективно исполь- зовать форму обучения – проектный метод. Очень важно, при организации проектной деятельности на практике необ- ходимо учесть педагогу: возрастные особенности обучающихся, цель проекта, виды и тематику проектов, степень самостоятельности учащихся, методику про- верки знаний и умений. Тема проекта должна быть близка и ясна обучающемуся, что послужит мо- тивацией к её исполнению. Например, разработку информационной системы футбольного чемпионата следует возложить футбольному болельщику. Если обучающийся любит кино, то с интересом возьмется за разработку системы с данными о кинофильмах. При разработке задания на проектирование системы необходимо обратить внимание и обучающему, и педагогу на реальность реализации проекта. Не сле- дует его делать слишком трудным. Не нужно стремиться учесть абсолютно все характеристики предметной области. Необходимо чётко сформулировать задачу, список необходимых целей, для достижения которых создаётся информационная система. Обучающим необходимо задать число таблиц (сущностей), которое наиболее важны в разработке модели данных. Предложить школьникам не больше пяти-шести таблиц. Объём вводимых данных в БД также должен быть разумно ограничен. Же- лательно, чтобы данные носили реальное происхождение. Размеры таблиц базы данных должны содержать десять записей. Условия запросов должны быть написаны оптимально с точки зрения про- изводительности, чтобы исключить существенное увеличение длительности вы- полнения запросов при увеличении объема данных в таблицах. Кроме того, обучающийся сами участвуют в разработке критериев оценки проектной работы по теме «Создание базы данных» и выступают в роли жюри при оценивании работ одноклассников. Практика использования учебного проектирования при изучении темы «Базы данных» показывает, что проектный метод достаточно эффективен для достижения личностых и метапредметных результатов обучения. Нацелен- ность проектной методики на реализации практически значимого продукта

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=