Молодежь и наука - третье тысячелетие: Материалы студенческой научно-практической конференции с международным участием

30 Л. В. Боброва Факультет русской филологии и документоведения, V курс (очная форма обучения) Научный руководитель – Л. В. Захарова ДУАЛИСТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ДЬЯВОЛЕ В СОВРЕМЕННОМ КИНЕМАТОГРАФЕ Прежде чем начать анализировать образ дьявола в современном кинемато- графе, необходимо выяснить, как он зародился и как проходила его трансформа- ция на протяжении многих столетий, и что же такое этот самый дуализм. Дуализм лежит в основе многих представлений, связанных на разграниче- ние мира на темные и светлые силы, чистое разделение восприятия лишь на добро и зло вообще в принципе одна из явных черт примитивного сознания, в котором существуют только хорошие и плохие явления [1]. Так например, в мифах есть повествование о двух птицах – черной и белой. Черная птица плавала в воде, внизу; белая – парила в вышине. Белая птица по- просила черную принести ей ила, нырнув на дно, последняя исполнила эту просьбу; белая птица наколдовала из ила землю, но ил, увеличиваясь, начал ду- шить черную птицу – она выплюнула остатки ила и из него произошли камни, горы, холмы. Так, по логике мифа, белая птица была создателем всего благого, черная – создателем всего злого, обе птицы поссорились и навсегда с тех пор состояли во вражде [2]. Основатель древнеиранской религии Заратустра (Зоарастр) в середине VI в. до н.э. учил тому, что в мире ведется борьба между силами света и тьмы, добра и зла, жизни и смерти. В «Авесте» говорится, что «вначале было два духа, два близнеца». Оба брата создали весь мир в борьбе друг с другом. Один создавал всё светлое и хорошее, а другой всё тёмное и плохое [2]. Как мы видим, уже в то время представления о добре и зле были дуалистич- ным. Зло было антагонистом добра. В данном аспекте несложно провести парал- лель между Богом и дьяволом, где первый олицетворяет собой всё хорошее, а дьявол – всё плохое. Однако, интересно, что у славян змей мог выступать и как часть светлых сил, такая трактовка характерна все же для позднего фольклора. У чехов, напри- мер, есть трактовки дракона, змея, как существа, которое может служить чело- веку и при определенных условиях принести ему счастье (высокий полет – к ра- дости, низкий – к горю, беде). Свидетельством наличия противоположных начал в одном «создании» яв- ляются верования в бога грома: божество могло быть одновременно и добрым, и злым, несло и поражение демонам, и наказание людям. Бог грома – одновре- менно связан и с плодородием, и с бедствиями, пожарами, карой небесной. В этом проявляется дуализм божественной природы и власти вообще [9]. Со временем представления о мире развиваются. И уже в фольклоре, а именно в бывальщинах, уже нет былого страха перед сверхъестественным, да и существа уже более человечные, обыкновенные.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=