Молодежь и наука - третье тысячелетие: Материалы студенческой научно-практической конференции с международным участием

3 В. И. Абросимова Факультет иностранных языков, V курс (очная форма обучения) Научный руководитель – И. В. Щукина К ВОПРОСУ О ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ РАЗВИТИЯ УМЕНИЙ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ УСТНОЙ РЕЧИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В современных условиях, согласно ФГОС, учитель английского языка дол- жен развивать у обучающегося иноязычную коммуникативную компетенцию [1]. Данная задача тесно связана с развитием речевых умений школьников. Если говорить об устной речи в целом, то она важна для школьников любого возраста. Она выступает как основа освоения культурно-исторического опыта, как сред- ство коммуникации, способствует развитию познавательной деятельности и яв- ляется необходимым условием воспитания и обучения. Устная речь выступает в двух формах: монологической и диалогической. Можно сказать, что при воспроизведении диалога каждая реплика – это мини- монологическое высказывание. Устная речь является продуктивным умением учащихся, однако на уроках ее развитию уделяется не всегда достаточное коли- чество времени. Однако учеников нужно обучить не просто разговору на англий- ском языке, они должны четко и ясно излагать свою позицию, аргументировать свое мнение, общаться на различные темы бытового характера. Принимая во внимание тот факт, что монолог и диалог являются взаимосвязанными формами устной речи, нужно обучать обоим формам устной речевой деятельности. Од- нако, как известно, диалогическая речь всегда сложнее монологической, по- скольку она зависит от множества внутренних и окружающих факторов: подвиж- ность, эллиптичность, погружение в ситуацию и т. п. Все особенности диалоги- ческой речи приводят к яркому, опущению реплик, недоговоренностям и ком- пенсацией этих упущений за счет использования жестов, мимики. Если говорить о диалогической речи как о продуктивном умении, можно заметить, что она включает в себя аудирование и говорение. Диалогическая речь развивает определённые умения, такие как инициативно и активно начинать диа- лог, слышать, осознавать и понимать его, реагировать на слова собеседника и правильно строить ответы на поставленные им вопросы. Роль преподавателя здесь огромная: именно он приводит примеры диалогов, учащиеся видят, как они формируются и пытаются строить свои на основе услышанного. Учитель должен организовать на уроке свободное, непринуждённое, интересное, живое общение учеников на иностранном языке [2]. С. Ф. Шатилов пишет, что «Диалогической речи нельзя научиться по раз- говорникам или путем заучивания готовых диалогических текстов, помещен- ных в учебники и пособия. Необходимо обучать умениям выполнять различ- ные речевые действия в ситуативных упражнениях. На втором этапе учащиеся должны овладеть различными речевыми действиями, в логической связи уметь

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=