Молодежь и наука - третье тысячелетие: Материалы студенческой научно-практической конференции с международным участием

214 уважительному отношению к собеседнику. В рамках нашей программы детям предлагается поучаствовать в различных играх-ситуациях, где они должны по- мириться с другом или постараться помирить других детей, попросить что-то или обратиться за помощью, попросить об услуге и т. д. Также в программе, согласно рекомендации Н. В. Калининой, используются арт-терапевтические упражнения, применение которых позволяет развивать у школьников умения снятия эмоционального напряжения, избавления от нега- тивных эмоций приемлемым способом, что актуально для детей, склонных к де- виациям, которые не всегда способны контролировать собственные эмоции, гнев, агрессию [3]. В нашей программе школьникам предлагается нарисовать себя в плохом и хорошем настроении, нарисовать себя маленьким и испуганным, большим и веселым, злящимся на что-то или кого-то, нарисовать свой страх и другие эмоции и т. д. После выполнения рисунков нарисованное обсуждается, в процессе чего определяются пути борьбы с изображенными состояниями – с тревожностью, страхами, агрессией и т. д. Также дети с помощью пальчиковых кукол разыгрывают конфликтные ситуации, возможные и те, с которыми они встречались в своей жизни. Это позволяет им учиться конструктивно взаимодей- ствовать и разрешать конфликты, не проявляя негативные эмоции. Формирующий этап исследования, на котором происходила реализация описанной программы, прошел успешно и привел к улучшению коммуникатив- ных установок у изучаемых детей. Контрольный этап исследования показал, что у детей снизился уровень враждебности и агрессивности, снизилась тревож- ность. У детей сформировались социально-приемлемые коммуникативные уста- новки на отказ от проявления агрессии в сторону других людей, на толерантное отношение к другим людям. Таким образом, составленная программа формиро- вания социально-приемлемых коммуникативных установок у младших школь- ников, склонных к девиациям, доказала свою эффективность. По итогу работы сформулированы рекомендации педагогам по профилак- тике нарушений коммуникации в подростковой среде. Рекомендовано формиро- вать у школьников внутренние психологические механизмы и практические навыки, которые помогут им успешно взаимодействовать с другими людьми, адекватно реагировать на разных собеседников и сами ситуации общения, не прибегая к агрессии и иным негативным, социально неприемлемым способам взаимодействия. Литература 1. Бойко, В. В. Психоэнергетика / В. В. Бойко. – СПб.: Питер, 2009. 2. Дарманян, А. С. Формирование социально-психологической компетент- ности младшего школьника [Электронный ресурс] / А. С. Дарманян // Мол. уче- ный. – 2019. – № 32 (270). – URL: https://moluch.ru/archive/270/61932/ (дата обра- щения: 14.01.2021). 3. Калинина, Н. В. К вопросу о формировании конструктивного поведения младших школьников [Электронный ресурс] / Н. В. Калинина // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. – 2015. – №6. – URL: https://cyberleninka.ru/

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=