Молодежь и наука - третье тысячелетие: Материалы студенческой научно-практической конференции с международным участием

213 Использование опросника «Ваша коммуникативная установка» В. В. Бойко показало, что среди детей у большинства развиты негативные коммуникативные установки. Дети склонны оценивать людей негативно, проявлять недовольство, жестокость в отношении к ним. Результаты «Опросника коммуникативной толерантности» В. В. Бойко по- казали, что у большинства детей низкая степень толерантности. Они сравнивают других людей с собой, редко скрывают свои неприятные эмоции при столкнове- нии с некоммуникабельными чувствами других. Использование методики «Кактус» М. А. Панфиловой показало, что у боль- шинства детей проявляются признаки зависимого и неуверенного поведения, склонность к скрытности и осторожности. У них наблюдаются признаки тревож- ности. У половины детей выявлена агрессия. Таким образом, диагностическое исследование показало, что у младших школьников, склонных к девиациям, доминируют негативные коммуникативные установки. У них высокий уровень враждебности и агрессивности, средний уро- вень цинизма, низкая степень толерантности. У многих наблюдается неуверен- ность, скрытность, тревожность. На основе полученных результатов была составлена программа формирова- ния социально-приемлемых коммуникативных установок у младших школьни- ков, склонных к девиациям. В задачи программы входит формирование устано- вок: на отсутствие враждебности к другому человеку, на контроль агрессии, на доброжелательное отношение к другим, на проявление толерантности к другому человеку, на регуляцию личностной тревожности. Всего в программу вошло 12 занятий. Формирующая программа была составлена таким образом, чтобы обеспечи- валось активное взаимодействие и сотрудничество младших школьников друг с другом. По рекомендации Н. В. Калининой и Г. А. Цукерман для формирования социально-приемлемых коммуникативных установок у детей в рамках про- граммы осуществляется развитие способности воспринимать точку зрения дру- гого человека и действовать с его позиции, формирование умения вступать в кон- такт, работать сообща, разрешать конфликты, запрашивать помощь и т. д. [3; 5]. В качестве основных форм работы в программе используются интерактив- ные игры и коммуникативные упражнения, которые, по утверждению К. Фопеля, позволяют детям взаимодействовать друг с другом, проигрывать и анализиро- вать ситуации, которые встречаются в жизни. В таких играх дети учатся добро- желательному отношению и общению, учатся в приемлемой форме избавляться от агрессии и гнева [4]. В нашей программе используются такие интерактивные игры и коммуникативные упражнения, как «Портрет друга», «Люди, не похожие на меня», «Хвасталки», «Обзывалки», «Интервью», «Маленькое привидение», «Мой портрет в лучах солнца» и т.д. Помимо этого в программе используются игры-ситуации, которые, как пи- шет А. С. Дарманян, позволяют развивать у детей умение вступать в разговор, обмениваться чувствами, переживаниями, выражать свои мысли, решать кон- фликтные ситуации [2]. Дети усваивают нормы поведения в обществе, учатся

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=