Молодежь и наука - третье тысячелетие: Материалы студенческой научно-практической конференции с международным участием

212 О. Д. Царева Факультет психологии, IV курс (очная форма обучения) Научный руководитель – С. А. Филиппова ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО ПРИЕМЛЕМЫХ КОММУНИКАТИВНЫХ УСТАНОВОК У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СО СКЛОННОСТЬЮ К ДЕВИАЦИЯМ Девиантное поведение младших школьников было и будет одной из самых трудных задач, с которыми сталкиваются педагоги и психологи, которые работают с детьми, обучающимися в начальной школе. В этот период, когда каждый ребенок начинает стремиться занять свое место в группе и реализовать себя, важно уделять внимание вопросам поведения и взаимодействия детей. Особенную важность при- обретают данные вопросы в отношении школьников, склонных к девиациям, чьи взаимоотношения с окружающими выстраиваются очень сложно. В младшем школьном возрасте активно развиваются коммуникативные установки детей, что влияет на развитие их общения друг с другом, на развитие межличностных отношений, формирование классного коллектива. Согласно определению В. В. Бойко, коммуникативная установка представ- ляет собой «готовность личности реагировать на те или иные типы партнеров по взаимодействию определенным образом, что обусловлено имеющимися у нее опытом общения, оценками и переживаниями их сущности, взглядов и поведе- ния» [1]. Для того чтобы не допускать формирования социально-неприемлемых ком- муникативных установок у тех школьников, которые склонны к девиациям, нужно корректировать черты и качества, выступающие в качестве отрицатель- ных факторов, и развивать положительные социально важные качества и черты. Поэтому в рамках проводимого исследования мы работали над выявлением младших школьников, склонных к девиациям, изучением особенностей их ком- муникативных установок, разработкой и реализацией программы формирования социально-приемлемых коммуникативных установок у таких детей. Для этого было проведено экспериментальное исследование на базе МБОУ ЦО № 36 г. Тулы. В нем приняло участие 32 ученика, обучающихся в третьем классе, в возрасте 9–10 лет. Констатирующий этап исследования включал в себя реализацию пяти диа- гностических методик. Анализ полученных результатов по методике «Диагно- стика враждебности» по шкале Кука-Медлей показал, что у большинства детей средний уровень цинизма, высокий уровень агрессивности и враждебности. Дети склонны проявлять вызывающе-пренебрежительное и даже презрительное отно- шение к нормам морали, культурным, этическим и прочим ценностям. Использование опросника «Определение интегральных форм коммуника- тивной агрессивности» В. В. Бойко показало, что у большинства детей повышен- ный уровень агрессии. Они склонны провоцировать других на агрессивное пове- дение, редко контролируют свои эмоции и поведение.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=