Молодежь и наука - третье тысячелетие: Материалы студенческой научно-практической конференции с международным участием

208 Таким образом, биология, как учебная дисциплина, отражает в себе нашу жизнь, тесную связь с природой и окружающей средой, явлениями и закономер- ностями развития этой среды и отвечает на многие вопросы, с которыми сталки- вается человек. Биологическое образование жизненно необходимо, и роль его всегда будет велика. Поколения будут сменять друг друга, но потребность в зна- ниях и качественном биологическом образовании всегда будет актуальна. Целью нашего исследования стала проверка уровня знаний школьников и студентов в области биологии человека, что позволяет судить о качестве био- логического образования в современной школе. Для проверки уровня знаний нами был разработан опросник «Биологиче- ский диктант» по разделу «Анатомия, физиология и гигиена человека», включа- ющий в себя 50 вопросов по следующим разделам: здоровьесбережение, личная и общественная гигиена; иммунитет; правильное питание; часто встречающиеся мифы о биологии человека; половое просвещение. В результате опроса респондент мог набрать максимум 50 баллов (по 1 баллу за каждый правильный ответ). Опрос создавался в гугл-формах и прово- дился как в очном, так и в дистанционном формате среди школьников и студен- тов. Благодаря использованию гугл-форм, в опросе приняли участие респон- денты из разных населенных пунктов России и разных учебных заведений. Это позволило нам, во-первых, не замкнуться в рамках Тульского региона и соста- вить более широкое представление о качестве биологического образования по разделу «Человек», а, во-вторых, сравнить уровень знаний школьников и студен- тов гуманитарного и естественнонаучного профилей обучения. В опросе приняли участие 170 учеников разных школ г.Тулы и Тульской области. Среди них 32 ученика из профильных естественнонаучных классов с биологическим уклоном, и 138 школьников из классов или с гуманитарным про- филем обучения, или без профиля. В опросе также приняли участие 68 студентов из разных вузов и факульте- тов. Среди них 21 студент с биологическим профилем - студенты факультета естественных наук ТГПУ им. Л. Н. Толстого и студенты факультета ветеринар- ной медицины и биотехнологии РГАТУ им. П. А. Костычева, остальные 47 че- ловек – представители факультетов физической культуры (ФФК), психологии (ФП), математики, физики и информатики (ФМФиИ), иностранных языков (ФИЯ), русской филологии и документоведения (ФРФиД), истории и права (ФИиП), технологий и бизнеса (ФТиБ), искусств, социальных и гуманитарных наук (ФИСиГН) ТГПУ им. Л.Н. Толстого, а также зафиксированы единичные от- веты студентов Московского физико-технического института (МФТИ) – факуль- тет аэрофизики и космических исследований, Мордовского государственного университета имени Н. П. Огарёва (МГУ им. Н. П. Огарёва) – факультет физики и химии, Колледжа малого бизнеса №48 (КМБ №48), Московской международ- ной высшей школы бизнеса МИРБИС (ММВШБ "МИРБИС"). Результаты опроса представлены в таблицах 1–2 и на рисунках 1–2. Согласно общей статистике результатов школьников общий диапазон набранных баллов составил от 16 до 43 баллов. Среднее значение баллов – 28,34,

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=