Молодежь и наука - третье тысячелетие: Материалы студенческой научно-практической конференции с международным участием

197 И. А. Сысоева Факультет иностранных языков, IV курс (очная форма обучения) Научный руководитель – Е. А. Бурова ПРАГМАТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА Психосоциальная составляющая любого речепорождения или текстастано- вится все более актуальным вопросом в рамках лингвистики и психологии. Эта составляющая направлена на изучение того, насколько речевой акт или текст успешен в категории эффективности и действенности речи. Другими словами, она определяет то, какой коммуникативный эффект производит речевой акт или текст на своего рецептора. Вопросами воздействия какого-либо речевого произ- ведения на адресата и отношениями между адресантом и адресатом занимается прагматика речи. Изначально прагматика была представлена как одна из составляющих от- раслей семиотики, сферой изучения которой былиотношения между языковыми знаками и их интерпретаторами. Прагматикабыла введена и изучена в работах американского ученого Чарлза СандерсаПирса, а затем в работах Чарлза Уиль- яма Морриса в 1930-х гг. В языкознании прагматика получила свое дальнейшее развитие в качестве лингвистической прагматики, занимающейся вопросами умения как воспринимать задуманный автором высказывания коммуникативный эффект, так и этот эффект оказывать на других. Однако прагматика занимается вопросами взаимодействия не толькогово- рящего и слушающего, но и автора и читателя, изучая также коммуникативный эффект, который может оказывать письменное произведение на того, кто его чи- тает. Прагматический аспект стилистики регулирует отношения между получа- телем и отправителем информации посредством изучения отбора лексических и грамматических единиц, синтаксиса и фонетики, рассматривает наиболее эффективные способы употребление языка для оказания коммуникативного эф- фекта автора на читателя. Прагматика текста с стилистической точки зрения изу- чает конкретно те приемы и выразительные средства, к которым прибегал автор при написании художественного произведения, с целью воздействовать наэмо- ции и воображение читателя. В данном случае наше внимание будет направлено на те тропы и особенности стиля автора произведения, которые направлены на осуществление коммуникативного эффекта. Исследование прагматических особенностей художественного стиляпред- ставляет наибольший интерес ввиду особенностей самого жанра художествен- ного произведения. Отличительной чертой художественного стиля является ле- жащая в его основе эстетическая функция - функция эстетического воздействия, проявляющаяся в том, что каждое слово или троп становятся эстетическим объ- ектом, взывая к чувствам, положительным или отрицательным, читателя или слушающего. Немаловажным в плане прагматики фактором художественного стиля является его “многостильность” – сочетание в себе элементов других функциональных стилей. Однако нельзя сказать, что художественный стиль –

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=