Молодежь и наука - третье тысячелетие: Материалы студенческой научно-практической конференции с международным участием

190 Воспитанию cмелости и решительности в ходе педагогического экспери- мента способствовало применение таких форм воздействий педагога как убеж- дение и внушение. Разъяснение игровых ситуаций, причинно-следственных свя- зей и контроль отношения занимающихся к разыгрываемой ситуации, позволяли снижать уровень тревожности, адаптироваться к ситуации соперничества и иг- ровой опасности. Выполнение игровых упражнений, сопряженных с игровой опасностью, позволял ученикам накапливать игровой опыт, опыт адаптации к условиям игровой опасности, опыт взаимопомощи, что в конечном результате сказывалось на проявлении уверенности и смелости в действиях и поведении. Воспитанию самостоятельности способствует предоставление возможно- сти на начальном этапе выполнять заранее запланированные действия, затем са- мостоятельность проявляется при исполнении, и самоконтроле выполнения за- даний, возможность самостоятельного планирования деятельности, самостоя- тельного определения целей, средств и способов их достижения и принятия от- ветственности на себя за достигнутый результат. Важное значение при педаго- гическом руководстве этим процессом является своевременное предоставление поля для самостоятельного принятия решения, создание ситуаций успеха для накопления достаточного багажа знаний и умений решения предлагаемых задач, а также интерпретация неудач как позитивного примера накопления опыта. В процессе учебно-тренировочных занятий основным средством воздей- ствия на формирование волевых качеств является физическая и психологическая нагрузка. Подбор средств тренирующей направленности в сочетании формами педагогического воздействия (проявление внимания, требование, убеждение, по- ощрение, юмор и т. д.) обеспечивали условия развития личностных качеств. Для контроля динамики развития личностных качеств, занимающихся мы воспользовались методикой Н. Е. Стамбуловой. Для контроля динамики разви- тия физической подготовленности и приобретения специальных умений были подобраны тесты и контрольные упражнения. Информация о тестах и методиках представлена в таблице 1. Таблица 1 Характеристика тестов и методик, включенных в программу исследования Стороны развития Показатели (тесты) Ед.изм-я Лучший показатель Физическая подготовка Сгибание – разгибание рук в упоре лежа (сила) кол-во раз > Бег 30 метров (быстрота) с < Поднимание и опускание туловища из положения лежа на спине 60 секунд (скорстно-силовые качества) см > Челночный бег (ловкость) с < Наклон вперед на гимнастической ска- мейке (гибкость) см > Бег 12 минут (выносливость) м >

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=