Молодежь и наука - третье тысячелетие: Материалы студенческой научно-практической конференции с международным участием

19 У большинства учащихся (61 %) средний уровень готовности к творческой деятельности в процессе внеурочной работы по математике. Это означает, что учащимся необходимо быть более решительными и настойчивыми перед препят- ствиями, так как они преодолимы. Такие учащиеся стремятся сделать дело лучше, чем делали раньше, получится удовольствие, готовы принимать помощь и помогать другим при решении трудных задач. 39 % респондентов не готовы к творческой деятельности. Из этого следует, что учащиеся стесняются высказывать свои идеи, не стремятся изобрести что-то новое, решить нестандартным способом задачу. Это связано с тем, что подростки привыкли решать задачи по определенной модели, не применяя свои приобре- тенные знания и умения. Учащихся с высоким уровнем готовности к творческой деятельности выяв- лено не было. Также в рамках исследования учащимся предлагался ряд разнообразных по типу задач (по алгебре и геометрии). Ниже представлены задания, при решении которых учащиеся должны были предложить свои собственные решения, проде- монстрировав таким образом способность к творческой деятельности. Было предложено задание, в котором необходимо было найти значения вы- ражения [5]. Данное задание можно отнести к «обычному» - выполнить умноже- ние. Но чтобы выполнить данное задание, ученик должен проанализировать си- туацию, выделить существенные моменты в ней, вспомнить свойства степеней, проявив сообразительность, ведь одна из них отрицательная. Такое задание, в свою очередь, заставляет учащихся глубже вникнуть в само задание, учитывая связи между компонентами. Однако подростки не смогли самостоятельно построить пути решения. Трудности возникли с новым видом степеней. Несколько учащихся решили про- сто от него «избавиться». Только некоторые учащиеся справились с данным за- данием, остальные решили вести себя по принципу «если Вы учитель, нам этого не объяснили, то и решить мы это не можем и не будем». В данном задании учащимся необходимо было вспомнить свойства степе- ней, а складывать и умножать числа с разными знаками учащиеся должны знать с 6 класса. Можно сделать вывод, что при виде нестандартных задач, учащиеся не го- товы применять знания, которыми уже овладели в ранних классах, не проявляя воображение и фантазию. Также учащимся была предложена задача геометрического типа, которая может служить мостиком от стандартных решений к нестандартным. Она дает определенную свободу при его решении. Ведь это же есть не что иное, как твор- ческий подход при решении задач. Тема «Треугольники» учащимся знакома, но задание такого типа можно решить, используя тему «Подобие треугольников», что учащиеся должны проходить в 8 классе [5]. Нам было интересно, смогут ли они догадаться, что два треугольники похожи друг на друга и даже сформулиро- вать один из признаков подобия.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=