Молодежь и наука - третье тысячелетие: Материалы студенческой научно-практической конференции с международным участием

17 А. М. Антонова Факультет математики, физики и информатики, I курс (заочная форма обучения) Научный руководитель – Т. М. Пономарева ДИАГНОСТИКА ГОТОВНОСТИ ПОДРОСТКОВ К ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ВНЕУРОЧНОЙ РАБОТЫ ПО МАТЕМАТИКЕ Изменения, происходящие в современном образовании, нацелены на разви- тие личностного потенциала обучающихся, что предполагает организацию их творческой деятельности, индивидуализацию образовательного процесса с уче- том интересов, потребностей и склонностей его субъектов. Поэтому возникает необходимость модернизации характера учебного процесса, способов деятель- ности учащихся, стилей взаимоотношений учащихся и учителя, стиля педагоги- ческой деятельности учителя. Как отмечает Я. А. Пономарев, существуют противоположные тенденции в направлении поиска путей управления творческой деятельностью [4]. Одна из этих тенденций связывает возможности управления творчеством с алгоритмиза- цией творческой деятельности, с разработкой «технических приемов», использо- вание которых вело бы к открытию нового. Другая тенденция принципиально отрицает продуктивность попыток алгоритмизации процесса творчества, считая такие попытки иллюзорными. Однако эта тенденция не отрицает в принципе воз- можность управления творчеством. Она лишь отвергает возможность прямого пути такого управления и предлагает косвенный путь. Суть его сводится к созда- нию условий, благоприятствующих творчеству. Комплекс таких условий весьма многообразен. Это и создание ситуаций, благоприятствующих интуитивному схватыванию идеи решения творческой проблемы, и воспитание необходимых способностей, качеств личности творца, созданием творческого климата и т. п. Помимо Пономарева Я. А. проблемой творчества, творческой деятельности, ее организации в образовательном процессе занимались JI. C. Выготский, А. Т. Шумилин, П. К. Энгельмейер и др. Различными аспектами творчества за- нимались отечественные ученые-педагоги, философы, психологи: Г. С. Альт- шуллер, В. И. Загвязинский, В. А. Кан-Калик, A. M. Матюшкин, Н. Д. Никан- дров, Я. А. Пономарев и многие другие. Вопросами активизации творческой де- ятельности в процессе обучения математике занимались Б. А. Викол, В. Ю. Гу- ревич, А. Д. Семушин и др. Анализ данной литературы показал, что наиважней- шим условием развития творческой деятельности в процессе внеурочной работы по математике станет включение школьников в творческий самостоятельный процесс приобретения знаний и отработки умений и навыков, чтобы учащийся находился в такой обстановке, побуждающей его к творческой умственной ра- боте, к постоянному развитию и движению вперед [1]. Необходимо отметить характерные черты творческой деятельности. Рас- смотрим такой пример, как нестандартное или абсолютно новое решение задачи

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=