Молодежь и наука - третье тысячелетие: Материалы студенческой научно-практической конференции с международным участием

169 человека, которые определяют динамические характеристики интенсивности и скорости реагирования, степени эмоциональной возбудимости и уравновешен- ности, особенности приспособления к окружающей среде [5]. Проблема реали- зации индивидуально-дифференцированного подхода в образовании с учетом индивидуально-типологических особенностей личности сохраняет актуальность и на сегодняшний день. Центральной проблемой дошкольного детства является проблема игры – ве- дущей деятельности детей данного возраста, в связи с развитием которой проис- ходят главнейшие изменения в психике ребенка и внутри которой развиваются психические процессы, подготавливающие переход к новой, более высокой сту- пени его развития [4]. В исследование проблемы игры детей дошкольного воз- раста и ее роли в психическом развитии ребенка значительный вклад внесли Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Е. А. Панько, Е. О. Смирнова, А. И. Сорокина, Е. И. Тихеева, Д. Б. Эльконин и другие ученые. Многочисленными исследовани- ями убедительно доказана важнейшая роль игры в психическом развитии и со- циализации детей дошкольного возраста [6; 9; 10]. Целью исследования стало изучение возможностей использования игры как средства развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного воз- раста разного типа темперамента. В исследовании были использованы следующие эмпирические методы. Изу- чение темперамента осуществлялось с помощью метода наблюдения (методика Б. С. Волкова, Н. В. Волковой), эксперимента (методика «Перенос кубиков» Ю. А. Самарина), тестирования (теппинг-тест «Покорми птичек» - методика Е. П. Ильина (модификация А. И. Вайнштейна, В. П. Жура, Л. В. Кармановой)). При изучении музыкальных способностей детей были использованы следующие методы: наблюдение (методика Н. А. Ветлугиной для определения творческого начала в художественной деятельности), тестирование (методика А. Н. Зиминой для определения уровня развития музыкальных способностей) [3]. Исследование осуществлялось на базе ГУО «Ясли-сад № 327 г. Минска» с участием 27 детей 4–6 лет, из них 16 мальчиков и 11 девочек. На первом этапе исследования изучались индивидуально-типологические особенности испытуемых. Было выявлено преобладание средне-слабого (26 %) и слабого типов нервной системы (26 %). Данная тенденция обусловлена психо- физиологической особенностью детей дошкольного возраста – слабостью нерв- ных процессов. Были обнаружены представители всех 4 типов темперамента: сангвинического (33 %) холерического (26 %), меланхолического (22 %) и флег- матического (19 %). Далее изучались проявления музыкальных способностей де- тей разного типа темперамента. В результате проведения тестирования высокий уровень развития музыкальных способностей был выявлен у 37 % испытуемых, средний уровень – у 43 %, низкий уровень – у 20 %. С помощью программы наблюдения Н. А. Ветлугиной определена степень выраженности творческого начала в разных видах музыкальной деятельности детей разного типа темпера- мента. Во время придумывания танца 89 % детей-сангвиников проявили высокий уровень творчества, 11 % – средний уровень. Среди холериков 22 % испытуемых

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=