Молодежь и наука - третье тысячелетие: Материалы студенческой научно-практической конференции с международным участием

168 Я. И. Раманович Факультет дошкольного образования, V курс Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка Научный руководитель – Е. П. Чеснокова ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГРЫ В РАЗВИТИИ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА РАЗНОГО ТИПА ТЕМПЕРАМЕНТА Музыкальное искусство является эффективным средством духовно-нрав- ственного, художественно-эстетического воспитания, представляя собой символ добра, красоты, гармонии человеческих чувств, переживаний. Развитие музыкальных способностей - одна из основных задач, стоящих пе- ред педагогическими работниками учреждений дошкольного образования, так как дошкольный возраст является сензитивным по отношению к развитию всех основных психических процессов, способностей, в том числе, музыкальных [1; 2; 3; 7]. В соответствии с концепцией амплификации детского развития, предло- женной А. В. Запорожцем, в период дошкольного детства необходимо содей- ствовать развитию в первую очередь именно «специфически детских» видов де- ятельности, среди которых музыкальная деятельность занимает значимое место [2]. Проблеме развития музыкальных способностей посвятили свои научные труды такие исследователи, как Н. А. Ветлугина, А. Л. Готсдинер, Е. В. Назай- кинский, О. П. Радынова, К. Э. Сишор, К. В. Тарасова, Б. М. Теплов и др. Б. М. Теплов указывает на 3 ключевые характеристики способностей: во- первых, под способностями разумеются индивидуально-психологические осо- бенности, отличающие одного человека от другого; во-вторых, способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, кото- рые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей; в-третьих, понятие способность не сводится к тем зна- ниям, навыкам и умениям, которые уже выработаны у данного человека [8]. Ис- следователи указывают на наличие пяти компонентов музыкальной одаренно- сти, соответствующих традиционным техническим функциям: сенсорный (ощу- щения), ретентивный (память), сензитивный (восприятие), моторный и идеатив- ный (мышление) [1; 3]. Реализация принципа природосообразности в образовании предусматривает также учет индивидуально-типологических особенностей детей. Проблема темпе- рамента не является новой, однако сохранившийся до сегодняшнего дня глубокий интерес к ее изучению обусловлен высокой практической значимостью. Ученые раскрывают все новые интересные факты и закономерности функционирования психики, обусловленные темпераментом. Исследованиями проблемы темпера- мента занимались Гиппократ, Гален, Г. Г. Карус, К. Сиг, Э. Кречмер, И. П. Павлов, Л. Л. Ростан, В. М. Русалов, Я. Стреляу, Б. М. Теплов и др. Темперамент в данном исследовании рассматривается как совокупность тех врожденных особенностей

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=