Молодежь и наука - третье тысячелетие: Материалы студенческой научно-практической конференции с международным участием

156 А. С. Подолян Факультет математики, физики и информатики, магистрант I курса (очная форма обучения) Научный руководитель – Б. П. Ваньков О СТАТИСТИЧЕСКИХ МЕТОДАХ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ Одним из актуальных методов психолого-педагогического исследования яв- ляется эксперимент. «Эксперимент – общий эмпирический метод исследования, суть которого заключается в том, что явления и процессы изучаются в строго контролируемых и управляемых условиях» [1]. В процессе педагогического экс- перимента, а также эмпирического исследования происходит накопление стати- стических данных, которые необходимо в дальнейшем обработать для установ- ления статуса данной гипотезы. Сущность явления и различия, возникающие между его сторонами, не отражаются в статистике. Это необходимо иметь в виду при использовании методов статистики. Рассмотрим такую зависимость на сле- дующем примере. Два метода обучения дают разный результат, но статистика не отвечает на вопрос, почему один метод лучше другого. В данной статье будет рассматриваться один из самых распространенных и гибких методов обработки статистических данных – корреляционно-регрес- сионный анализ. «В развитии методов корреляционного и регрессионного ана- лиза следует отметить заслуги таких ученых, как К. Пирсон, Х. Спирмэн, А. Браве, Г. У. Чупров, С. М. Бартлет, М. Г. Кендэл, С. Коллер, М. Езекиэл и многих других» [2]. Исследователя часто интересует взаимосвязь между двумя или более пере- менными в одной или нескольких исследуемых выборках. Например, могут ли ученики с повышенным уровнем тревожности показывать стабильную успева- емость, или существует ли взаимосвязь между количеством часов, которые сту- денты проводят в интернете, и их средней успеваемостью, или существует ли взаимосвязь между посещаемостью и успеваемостью и т. п.? Этот тип зависи- мости между переменными величинами называется корреляционной, или кор- реляцией. В качестве показателя степени, силы или тесноты корреляционной связи ис- пользуют коэффициент корреляции (r). Максимально возможное абсолютное значение коэффициента корреляции r = 1,00; минимальное r = 0,00. Значение ко- эффициента корреляции не должно превышать +1 и быть меньше -1. Эти два числа +1 и -1 являются пределами коэффициента корреляции. Когда вычисление больше +1 или меньше -1, произошла ошибка вычисления. Рассмотрим две случайные величины X и Y. Они могут быть связаны функ- циональной зависимостью или зависимостью иного типа или быть независи- мыми. «Если изменение одной из переменных сопровождается изменениями условного среднего значения другой переменной величины, то такая зависи- мость является корреляционной» [3]. А графики этих величин называют линиями регрессии.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=