Молодежь и наука - третье тысячелетие: Материалы студенческой научно-практической конференции с международным участием

151 и методический потенциал аутентичного материала, так как иллюстрации поз- воляют расширить круг обсуждаемых проблем, разработать задания по разви- тию умений как критического чтения, так и других видов речевой деятельности, с опорой на текстовую информацию и изображения. К второй группе относят языковое наполнение текстов, от которого зависит возможность учащихся сосредоточиться на содержании [11]. Значимость текста обеспечивается доступностью в языковом отношении (как с лексической, так и с грамматической сторон). Однако доступность не означает использование ис- ключительно легких текстов, так как в преодолении трудностей и активизации мышления заключается формирование умений, необходимых студентам для по- следующей самостоятельной работы с иноязычной литературой. В отличие от начального этапа обучения, где поощряется даже полное исключение из текстов неизвестных грамматических структур, на старших этапах это малоэффективно и порой даже невозможно, особенно при использовании аутентичных текстов, предполагающих наличие разнообразных характеристик естественного речевого произведения [11]. Неизвестные грамматические конструкции в тексте служат средством раз- вития умения игнорировать неизвестное, использовать языковую догадку через анализ корневых и формообразующих элементов. Поэтому желательно наличие в тексте такого количества сложных единиц и структур, которое бы способство- вало повышению лингвистической трудности, но при этом было бы направлено на возникновение у учащихся «ощущения успеха и чувства удовлетворения» [15, с.42] от процесса чтения. Ощущение успеха достигается через: – получение положительных эмоций и удовольствия от чтения (Гальскова Н. Д. утверждает, что только студентам языкового вуза это доступно [7]); – решение задачи или выполнение задания к тексту; – самоутверждение при восприятии текста, «адекватного по семантике воз- растным особенностям учебного коллектива» [17, с.75]. Критерий, обусловленный образовательным контекстом и влияющий на возникновение ощущения удовлетворения, заключается в соответствии объема текста учебным задачам. Слишком длинные тексты могут привести к снижению концентрации внимания и переутомлению, порой даже создавая предубеждение у студентов, уверенность в том, что они не смогут усвоить такой объем матери- ала [13]. Однако и слишком короткий текст может оказаться неэффективным либо по причине низкой познавательной ценности, либо из-за недостаточной языковой сложности. Многие ученые уделяют особое внимание лексической стороне процесса чтения как компоненту языковой сложности. Этот фактор включается во вторую группу критериев и особенно важен при отборе научно-популярных статей. Уме- ние определять значение слова по контексту развивает языковую догадку. Лек- сическое окружение неизвестного слова помогает распознать его частеречную принадлежность, что позволяет приблизиться к значению. Например, для озна- комительного чтения «количество знакомого языкового материала должно быть

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=