Молодежь и наука - третье тысячелетие: Материалы студенческой научно-практической конференции с международным участием

149 А. В. Новикова Факультет иностранных языков, магистрант I курса (очная форма обучения) Научный руководитель – Н. А. Хван КРИТЕРИИ ОТБОРА АНГЛОЯЗЫЧНЫХ АУТЕНТИЧНЫХ НАУЧНО-ПОПУЛЯРНЫХ СТАТЕЙ В ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ СТУДЕНТОВ МЛАДШИХ КУРСОВ ЯЗЫКОВЫХ ФАКУЛЬТЕТОВ ВУЗА Аутентичные научно-популярные статьи являются одним из основных ви- дов материалов для обучения академическому чтению – виду чтения, направлен- ному на «прием и осмысление информации из текстов научно-популярного и научного стилей речи, а также на анализ и переработку читаемого текста» [9, с.11]. Отработке этого вида чтения уделяется особое внимание именно на млад- ших курсах языковых факультетов вузов, так как одной из задач студентов явля- ется уже не только чтение, но и критическая оценка текстов (как на родном, так и на изучаемом языке) с целью вычленения и дальнейшего использования вос- принимаемой информации. Материал научно-популярных статей является под- готовительным этапом работы с более сложными научными текстами. Научно-популярная статья – «малый» жанр научно-популярного подстиля научного стиля, обладающий «свободной» структурой, включающий межстиле- вые элементы и направленный на обеспечение доступности (популяризацию) научного знания для более широкого круга читателей при сохранении высокой познавательной ценности путём использования образной и занимательной формы изложения. Благодаря отмеченным особенностям такие тексты не только развивают умения чтения, но и реализуют необходимое для данного уровня (ко- гда технический уровень узнавания и понимания слов на иностранном языке уже пройден) усложненное восприятие студентами текста: ориентацию одновре- менно и на семантическое пространство самого текста, и на когнитивное про- странство мышления [6]. Уместность и эффективность использования научно-популярных статей на занятиях по развитию умений чтения определяется рядом критериев, среди ко- торых в первую очередь отметим их соответствием психологическим особенно- стям студентов младших курсов. Психологи утверждают, что в ранней юности (18–20 лет) наблюдается пе- риод интеллектуальных достижений [8], «формируются познавательные и про- фессиональные интересы; в этот период жизни человек наиболее способен к овладению сложными способами интеллектуальной деятельности» [16, с.144], что в особенности требуется от читателя научно-популярной литературы. Отме- чается еще одно свойство, также повышающее эффективность критического ака- демического чтения на данном этапе. Оно заключается в тесной связи когнитив- ной и личностной сферы, в формировании теоретического мышления учащихся этого возраста: «мыслительная деятельность характеризуется высоким уровнем

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=